Закрытие второго по размеру предприятия Opel в Бохуме в 2016 году станет первым сокращением автомобильного завода в немецкой индустрии за последние несколько десятилетий.
Помимо завода в Бохуме у Opel останутся еще три завода в Германии: в Айзенахе, Кайзерслаутерне и Рюссельхайме, причем на последних двух предприятиях ранее были введены короткие смены. Кроме Германии у компании есть заводы в ряде европейских стран, в частности, в Испании, Великобритании, Польше и России.
Инициатором закрытия завода стал владелец Opel — американский концерн General Motors. По словам руководства компании, такая мера позволит сократить убытки и количество невостребованных производственных мощностей. По оценкам аналитиков GM, Opel и Vauxhall (британский бренд Opel) потеряют от $1,5 до $1,8 млрд по результатам 2012 года.
Руководство компании утверждает, что принадлежащий заводу склад продолжит работу — в его обслуживании заняты около 400 человек. Кроме того, Opel рассматривает возможность создания в регионе Бохума нового завода комплектующих.
Для этих целей при участии GM была создана рабочая группа «Перспективы Бохума-2022», которая ставит перед собой задачи трудоустройства бывших рабочих Opel в Бохуме.
После первого заявления о предстоящем закрытии предприятия в Бохуме, которое было сделано в мае 2012 года, представители немецкого профсоюза IG Metall заявили, что будут «бороться до последнего» с руководством американского концерна GM.
Кроме того, представители профсоюза сделали акцент на том, что продукцию Opel необходимо вывести за пределы европейского рынка, который находится в очень тяжелых условиях и затрудняет «выздоровление» Opel. «Дело не в том, что Opel действует на рынке, на котором конкуренты получают сверхприбыль, — рассказал изданию Deutsche Welle руководитель профсоюза Армин Шильд. — Все наоборот, весь европейский рынок сейчас переживает не лучшие времена».
Теперь представители IG Metall намерены продолжать борьбу за рабочие места, несмотря на решение о закрытии завода. «Наша цель ясна: никто из рабочих не должен узнать, каково это — оказаться в очереди за пособием по безработице», — сообщил представитель профсоюза корреспондентам Reuters.
Канцлер Германии Ангела Меркель уже заявила через своего представителя, что «крайне сожалеет» о решении Opel закрыть завод в Бохуме.
Последней моделью, которую будут выпускать в Бохуме, станет компактвэн Zafira — руководство Opel не планирует разрабатывать новое поколение этой модели. Кроме того, производство популярной модели Opel Astra будет полностью переведено из Германии в Великобританию и Польшу — рабочая сила там обходится дешевле.
Как сообщает издание Automotive News Europe, закрытие завода является одной из мер комплексного плана по возврату Opel к прибыльности под названием Drive Opel 2022. В рамках данной программы руководство марки рассчитывает улучшить положение дел компании за счет повышения стоимостной эффективности, улучшения имиджа марки, а также завоевания доли в новых для Opel рыночных сегментах. Кроме того, в период с 2012-го по 2016 год Opel планирует запустить на рынке 23 новые модели и разработать 13 новых двигателей.
В сентябре в СМИ появились слухи о том, что руководство GM планирует избавиться от Opel, причем наиболее вероятным покупателем была названа итальянская компания Fiat, которая уже претендовала на Opel во время кратковременного банкротства GM в 2009 году. Ряд аналитиков заявили, что это наиболее разумный выход из ситуации, в которой оказались компании, но в GM заявили, что, намерений продавать бренд нет, поскольку «Opel является неотъемлемой частью глобальной концепции GM».
В свою очередь, в России продажи автомобилей Opel увеличились по сравнению с предыдущим годом. В частности, за первые 11 месяцев 2012 года россияне купили 73,5 тысячи машин Opel, что на 21% больше, чем годом ранее. Тем не менее в ноябре интерес покупателей в РФ к машинам Opel сократился на 4%, но подобная динамика замечена среди всех марок в сегменте массовых автомобилей.
Европейский автопром переживает один из самых тяжелых периодов. На фоне долгового кризиса в разных странах автоконцерны закрывают крупные предприятия, десятки тысяч людей остаются без работы.
Так, в сентябре концерн Peugeot Citroen объявил о закрытии завода в Ольнэ и увольнении в общей сложности восьми тысяч человек. Уволенные с заводов компании, отчаявшись, решили обратить внимание на ситуацию с безработицей, прорвавшись в павильоны Парижского автосалона, который в сентябре проходил во Франции. Полицейские разогнали демонстрантов, применив слезоточивый газ.
В октябре американский автогигант Ford, сокращая издержки, закрыл свой завод в Бельгии, а также остановил два предприятия в Великобритании. Работу потеряли 7,5 тысячи человек.
О скором закрытии своих предприятий ранее объявлял Fiat.