Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Покупатели автомобилей заняли выжидательную позицию»

Интервью с вице-президентом Nissan Motor Co Джоном Мартином

Вице-президент Nissan Motor Co Джон Мартин в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» рассказал о текущем кризисе европейского авторынка, о ситуации на заводе Nissan в Санкт-Петербурге, на котором из-за падения спроса на новые автомобили приостанавливают производство, о новых моделях Nissan и планах в России, а также о роли «АвтоВАЗа» в альянсе Renault-Nissan.

— Завод Nissan в Санкт-Петербурге в последнее время уже несколько раз приостанавливал свое производство, и основной причиной этого называется снижение продаж на российском рынке в 20%. Расскажите, каким для Nissan сейчас выглядит российский рынок и действительно ли нас может зацепить той волной кризиса, которой сейчас накрыло Европу.

— Сейчас сложно сказать, почему приостанавливается рынок продаж. Мы действительно наблюдали замедление рынка в конце прошлого года, начиная с ноября. Причин для этого несколько. На наш взгляд, одной из главных причин стало опасение клиентов, что может что-то случиться. Потому что на самом деле, если посмотреть на экономическую ситуацию, которая складывается сейчас на российском рынке, достаточно серьезно зависящем от цен на газ и нефть, цены на них сейчас держатся на нормальном уровне, соответственно, экономических причин для такого замедления нет. Покупатели, скорее всего, заняли выжидательную позицию, чтобы посмотреть, что будет дальше.

Что касается тех непроизводственных дней, которые были введены в Санкт-Петербурге. Я верю, что производство и спрос на рынке должны быть синхронизированы. Прежде всего, так будет лучше для покупателей. Ведь, когда речь идет о перепроизводстве, это отражается на последующей перепродажной стоимости. Вы знаете, если приводить в пример автомобиль прошлого производственного года, он оценивается нашими покупателями несколько по-другому, именно об этом идет речь. Тем более это правильно для ситуации с заводом в Питере, потому что там производят высококлассные продукты, которые задействованы в бизнес-сегменте. Кроме того, вы, возможно. слышали, в прошлом году среди всех существующих в альянсе заводов (Renault-Nissan) именно завод в Санкт-Петербурге, который является одним из самых молодых, получил премию, как самый лучший завод внутри альянса. И для нас очень важно сохранить эту тенденцию, потому что клиенты в России, и я это знаю, очень требовательны к качеству.

— Я посещал этот завод, действительно производит впечатление. Но у меня такой вопрос: в связи с этими сокращениями рабочих дней как это отразится на зарплатах людей, которые задействованы на производстве?

— Естественно, мы следуем российскому законодательству. Сотрудники, если они по каким-то причинам не работают, получают стандартные 2/3 заработной платы, порядка 75%. Но в то же время наши сотрудники заняты в различного рода тренингах, готовятся к грядущему расширению завода. Они всё равно работают в этот день, хоть и не производят автомобили как таковые.

Хотелось бы добавить еще, что автомобильный рынок крайне гибкий и постоянно изменяющийся. Я бы даже назвал это цифровым эффектом, как кнопки «вкл.» и «выкл.», настолько быстро происходят изменения, люди настолько быстро адаптируются, быстро принимают решение, тратить или не тратить деньги, что за этим бывает достаточно сложно уследить. Они настолько аккуратно подходят к тому, как тратить деньги, и если они понимают, что есть какие-то сомнения, то они просто перестают тратить.

— Есть такое ощущение, что какие-то кризисные явления возвращаются. Это нашло отражение и на Женевском автосалоне, на котором мы не увидели много массовых премьер, в основном это спорткары и люксовые автомобили.

— Я думаю, вы правы, потому что Европа сейчас действительно переживает тяжелый кризис. Но в этом отношении мы считаем, что Nissan находится в гораздо лучшей ситуации: мы считаем себя удачливее остальных. В условиях того, что за последние два года у нас не было каких-то серьезных больших премьер, не было новых продуктов, но, тем не менее, в целом мы увеличили свою долю на европейском рынке.

Сейчас мы уже начинаем представлять те автомобили, которые появятся на рынке в ближайшем времени. Наверняка вы видели на стенде в Женеве Nissan Note и Nissan Leaf. Хотелось бы сказать, что это совершенно новые автомобили, так как они будут производиться в Великобритании на нашем заводе в Сандерленде, и Leaf уже будет несколько другой автомобиль по сравнению с тем, который сейчас выпускается в Японии. Это первые две модели в том звездопаде, если можно так сказать, новых моделей Nissan, которые появятся в течение ближайших трех лет, потому что мы планируем в период до 2016 года включительно вывести на рынок 15 новых моделей. И это даст нам возможность расти на рынке, даже если он будет падать.

— Тогда предлагаю плавно перейти от кризиса к производственным планам компании Nissan, прежде всего в России. Что будет с заводом в Санкт-Петербурге? Останутся ли запланированные к выпуску 50 000 автомобилей в год, будут ли вводить новые или выводить из производства какие-то модели?

— Прежде всего, никаких планов по уменьшению производства или обрезанию каких-то моделей у нас нет. Более того, мы планируем к 2014 году увеличить объемы производства в два раза и выпускать до 100 000 автомобилей в год.

— А по поводу новых моделей?

— Безусловно, мы рассматриваем возможность запуска новых моделей, поскольку, когда мы объявляли об увеличение производственных мощностей, что позволит выпускать нам до пяти моделей одновременно на этой производственной площадке, мы логично предположили, что в ближайшие несколько лет появятся новые модели. Мы уже подтвердили, что Nissan Qashqai станет одной из этих пяти моделей, также будут и другие модели, к запуску которых мы готовимся. И, что очень важно для нас, сейчас мы стараемся увеличить функцию, которую мы называем research & development, то есть разработки. Мы увеличиваем количество инженеров, которые занимаются разработками, и прежде всего речь идет именно о заводе в Санкт-Петербурге. Для того чтобы мы могли разрабатывать продукты, которые мы планируем в последующем продавать в России. Кроме того, мы работаем над расширением базы поставщиков.

— Можно сказать, что идет углубление локализации?

— Да, именно так.

— Давайте переместимся на завод в городе Тольятти. Российским потребителям интересно, сейчас «Лада-АвтоВАЗ» состоит в альянсе. Как партнерство Renault-Nissan и «АвтоВАЗа» складывается на итоговой модели Lada Largus?

— Как вы знаете, Lada Largus делается на новой производственной линии, называемой B0. Автомобили, которые собираются на этой линии, производятся в соответствие с методом, который мы называем производственный метод альянса. Largus построен на платформе Renault Logan. Также мы начинаем продажи в этом году еще одного автомобиля, построенного на этой платформе, — новая Nissan Almera. Этот автомобиль использует как части платформы В0, так и некие элементы, которые использованы в ниссановской модели Bluebird Sylphy. В этом году будет представлена еще одна модель под брендом Renault. К сожалению, вряд ли смогу про нее что-то сказать.

Но, тем не менее, можно увидеть, как на одной и той же линии строятся три разных автомобиля: Lada Largus, как коммерческий каблучок, Nissan Almera — седан и новая модель от Renault.

Для нас важно, чтобы качество удовлетворяло самым строгим стандартам. Прежде всего мы говорим о Nissan Almera, мы очень плотно сотрудничаем с топ-менеджментом и инженерами «АвтоВАЗа», чтобы удостовериться в том, что Almera будет сделана с теми же производственными принципами, стандартами качества, которые мы используем на любом другом заводе Японии или где бы то ни было еще.

— Уже упоминалось, что завод в Санкт-Петербурге был признан лучшим в альянсе. Если сравнивать, какое место занимает в этом ряду тольяттинский завод «АвтоВАЗ»?

— Если говорить о заводе в Тольятти, я довольно часто там бываю и общаюсь с рабочими, и там работает большое количество выпускников университетов и молодых инженеров, степень образования и возможности которых очень высоки.

Может быть, «АвтоВАЗу» не хватало тех преимуществ, которые были у заводов Nissan в Великобритании, Испании или Санкт-Петербурге, — это доступ к технологиям и философии производства, которую, например, завод в Сандерленде получил 26 лет назад, когда он только начал работать. У российских сотрудников «АвтоВАЗа» наблюдается потребность в знаниях, технологиях, которые имеют место быть. Достаточно большое количество времени завод был в том числе, как и вся остальная Россия, за «железным занавесом». Это не давало возможности получать все то, к чему имели доступ заводы компании Nissan. Сейчас, когда мы понимаем, что технологии ушли вперед и стало сложно конкурировать в современной России. Для того чтобы стать конкурентоспособными, нам необходимо поделиться своими технологиями, что сейчас альянс Renault-Nissan и делает.