Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ГИБДД сбивают с треног

ГИБДД может перестать закупать переносные камеры-треноги из-за коррупции в своих рядах

Как стало известно «Газете.Ru», ГИБДД может перестать закупать переносные камеры-треноги фиксации нарушений ПДД, которые из-за технических особенностей позволяют гаишникам только наживаться на водителях, но не бороться с высокой аварийностью. Инициатор идеи, депутат Вячеслав Лысаков, настаивает, что все приборы, используемые в ГИБДД, должны сохранять информацию о каждом нарушении — это поможет снизить уровень коррупции. В ГИБДД признаются, что и сами ведут работу для того, чтобы сделать свои камеры менее зависимыми от человеческого фактора.

Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков подготовил письмо главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой перестать закупать для нужд ГИБДД некоторые модели камер фиксации нарушений ПДД, которые гаишники используют для вымогательства у водителей денег, а не для борьбы с аварийностью. Речь идет о камерах, которые не запоминают нарушение — гаишник показывает запись водителю, вымогает взятку, а потом просто удаляет из памяти камеры.

О своем предстоящем обращении к главе МВД «Газете.Ru» рассказал сам депутат. Известный своими «автомобильными» поправками парламентарий заявил, что

зачастую автоматические камеры фиксации, особенно переносные, применяются не для профилактики нарушений и снижения аварийности, а лишь для пополнения бюджета — как государственного, так и отдельных полицейских.

«Очень часто используемые сейчас ГИБДД автоматические средства фото-видеофиксации не имеют так называемой фискальной памяти измерений, то есть памяти, которая бы хранила информацию обо всех без исключения случаях применения прибора, — рассказал Лысаков. — Благодаря ей можно легко сравнить количество выписанных протоколов с числом реальных нарушений — их должно быть одинаковое число».

По словам депутата, особенно актуальна данная проблема для переносных комплексов фиксации нарушений ПДД, так как именно с их помощью проще всего наживаться на водителях. В качестве примера таких приборов Лысаков привел переносную камеру «КРИС-П», широко распространённую в российских регионах. Чаще всего она представляет собой небольшой ящик, установленный рядом с дорогой на треноге. Нередко полицейские пытаются замаскировать устройства и, в частности, могут установить его в багажник стоящей на обочине гражданской машины так, чтобы водитель не смог догадаться, что его снимают. Несмотря на то что камера автоматически фиксирует нарушения ПДД и сохраняет в памяти 20 последних роликов, удалить эти записи для инспектора не составляет никакого труда.

Одновременно инспекторы ставят такие треноги не в тех местах, где высокая аварийность, а в так называемых местах-ловушках, где водители нарушают из-за неудачного расположения знаков. Таким образом дискредитируется вся система фото-видеофиксации нарушений ПДД.

«Инспектор ДПС снимает правонарушение, где и как вздумается. Например, он может установить переносной комплекс даже в движущийся автомобиль, после чего сделать фотографию прямо на ходу,

— рассказывает технологию обмана Лысаков. — В таком случае и скорость «нарушителя» может быть искусственно завышена, и ни о какой практической пользе для безопасности на дорогах речи нет. Потом они догоняют «нарушителя», показывают ему «мультик» и предлагают договориться за половину суммы штрафа. Получив деньги, память очищают и все — нет никаких доказательств, что инспектор кого-то останавливал и что-то фиксировал. И такой трюк за смену можно проворачивать неоднократно».

По словам Лысакова, камеры без фискальной памяти закупаются наравне с имеющими такую функцию, потому что в МВД России нет обязательных требований на этот счет. «Такая опция сейчас – на усмотрение заказчика. Производитель может изготовить прибор как с ней, так и без нее, — рассказал депутат. — В этой связи разрабатываемый сейчас единый регламент для средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД очень кстати. Мы постараемся закрепить в нем необходимость наличия такой памяти».

В качестве примера для подражания депутат привел Белоруссию, где закупаются и применяются только устройства с фискальной памятью.

«Уже в сентябре я отправлю письмо Колокольцеву, в котором настоятельно попрошу изменить систему заказов этой аппаратуры, чтобы в обязательном порядке приобретались устройства только с фискальной памятью», — подытожил депутат.

В руководстве ГИБДД России о предложении депутата Лысакова пока ничего не слышали. «Я ничего не знаю о его инициативе, но мы и сами, без подсказки, движемся в том же направлении, — заявил «Газете.Ru» заместитель главы ГИБДД генерал-майор Владимир Кузин. — Вопрос не в самой фискальной памяти, а в том, чтобы у инспектора не было самой возможности вмешиваться в работу автоматического комплекса фиксации. Приборы, которые позволяют ему это делать, у нас еще существуют».

По словам Кузина, в ведомстве прекрасно знают обо всех нареканиях, которые вызывает у автомобилистов работа некоторых комплексов фиксации.

«Мы в курсе претензий граждан по поводу возможного неправильного ввода данных в переносные автоматические комплексы и поэтому предлагаем их оснащать навигационным оборудованием, чтобы была абсолютно четкая привязка к местности. Здесь идет работа, и все это будет постепенно реализовываться».

Заведующий кафедрой безопасности дорожного движения Московского автодорожного института (МАДИ) Султан Жанказиев рассказал «Газете.Ru» о том, что изначально возможность доступа человека к данным автоматических камер фиксации была оправданна.

«Применять автоматические комплексы у нас начали в 2006 году по инициативе Минтранса, — вспоминает эксперт. — В качестве эксперимента был задействован пилотный участок Минского шоссе с 35-го по 62-й км, где на трех точках тестировалась эта система.

Тогда она разрабатывалась как межведомственная, и идеология в то время предусматривала возможность дублирующего контроля различными министерствами.

Тогда и не было необходимости в обязательном порядке записывать всю информацию».

Все поменялось после внесения в КоАП изменений, когда контроль за этой системой был полностью передан на баланс ГИБДД. «С того момента были заложены основы принципиальной ошибки, которую мы сейчас пытаемся исправить, — объясняет эксперт. — Ошибка связана с тем, что система превратилась из концептуально министерской в сугубо ведомственную, утилитарную. Естественно, возникает масса подозрений в том, что в работу системы может вмешаться человек, а самое главное, существует такая теоретическая возможность. Поэтому систему нужно дорабатывать».

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости