Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Украинский автопром задохнется от выхлопных газов

Украинский авторынок заполнят подержанные автомобили

На Украину хлынул поток подержанных автомобилей. Из-за отмены экологического сбора рынок оказался беззащитен перед иностранными экспортерами. В мае импортный секонд-хенд занял около 50% рынка. Избавляться от ненужных автомобилей при помощи Украины главным образом будут ее соседи — Польша и Литва, а в дальнейшем и Россия. При этом программа утилизации старых машин так и не будет запущена.

На первичном рынке Украины начиная с апреля 2014 года наблюдается увеличение доли бывших в эксплуатации автомобилей. Если в марте она составляла 8,7%, в апреле — 11,3%, в мае — уже 30,9%, то в июне импортный секонд-хенд занял почти половину рынка — 49,5%. Такие данные приводит ассоциация «Укравтопром».

Эксперты компании пришли к выводу, что наводнению украинского авторынка подержанными машинами поспособствовала отмена экологического налога. Соответствующий закон вступил в силу 18 апреля 2014 года.

И если ранее поток старых машин из-за рубежа сдерживался законодательными мерами, теперь путь отжившим свое автомобилям оказался открыт.

«В такой ситуации не приходится говорить об обновлении автомобильного парка страны и каком-либо улучшении экологической обстановки на транспорте», — говорится в сообщении «Укравтопрома».

Подавляющая доля продаж на авторынке приходится на подержанные коммерческие автомобили. Главным образом это малотоннажные фургоны, автотранспортные средства, которые можно по-разному модифицировать.

Так, в мае доля продаж коммерческой техники составила 87%, в июне — 94% от общего объема продаж.

В сегменте подержанных коммерческих автомобилей с учетом того, что это не подакцизный товар, наблюдается наибольшее количество первичных регистраций — за июнь оно составило около 6,3 тыс., что в 2,5 раза превысило майский показатель (2,55 тыс.). В июне марками-лидерами стали Renault, Voksvagen, Mercedes-Benz, Opel и Fiat.

Гораздо меньшим спросом по сравнению с коммерческой техникой в июне пользовались старые легковые автомобили. Было продано всего 379 единиц. Самой популярной стала марка Renault.

Учитывая общее снижение потребительской активности, а также наличие до 18 апреля таких сдерживающих факторов, как экологический налог и акциз на переоборудованные автомобили, объем первичного рынка подержанных автомобилей по итогам первого полугодия сократился на 76%, составив 14 864 единицы.

В том числе коммерческих автомобилей было зарегистрировано 12 927 единиц (-78%), легковых автомобилей — 1656 (-59%), автобусов — 281 (-71%).

«Экологический налог был введен на Украине с сентября прошлого года , — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе «Укравтопрома». — Тогда же началось стремительное падение рынка подержанных автомобилей. Введенный налог значительно повышал стоимость таких машин.

Изначально сбор был введен для того, чтобы создать программу утилизации автомобилей без ущерба для окружающей среды. Сейчас это сделать без финансирования невозможно и программа действовать не будет».

По словам представителя пресс-службы «Укравтопрома», ситуация приведет к тому, что средний возраст автомобилей в автопарке будет повышаться.

«В основном популярностью на рынке пользуются коммерческие автомобили европейского производства, — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе «Укравтопрома». — Легковых автомобилей продается сейчас не так много, и говорить о каких-то тенденциях невозможно. Также пока нет возможности отследить, из каких стран к нам приходят эти автомобили — мы можем судить исключительно о странах их происхождения».

Украинские эксперты отмечают, что российские автомобили на вторичном рынке спросом пользоваться не будут.

«Изначальное преимущество российских автомобилей ВАЗ — в их дешевизне. Но в случае с машинами, которые уже были в эксплуатации, это преимущество меркнет. При пересечении границы уплачиваются ввозные пошлины и акцизы, что делает приобретение такого автомобиля неинтересным».

Отметим, что отмена утилизационного сбора и увеличение акциза на новые автомобили могут привести украинские автомобильные компании к остановке производства. Заниматься сборкой автомобилей на Украине невыгодно — лучше продавать импорт. Именно к такому выводу пришел владелец крупнейшей автомобильной корпорации «Укравто» Тариэл Васадзе.

«Это был предвыборный популизм: дескать, уберем сбор, и автомобили подешевеют, — говорит Васадзе. — В реальности сбор убрали, но добавили акциз, который платят все — и импортеры, и производители. Для людей автомобили стали дороже, а такое решение помогло только внешнему производителю. Так выглядят «равные» условия, которых требует Европа», — заявил Васадзе в интервью местным СМИ.

В настоящее время с точки зрения промышленности Украину не ждет ничего хорошего, считает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. По его оценке, те подержанные автомобили, которые не пользуются спросом в своих странах, будут направляться на незащищенный украинский рынок. Главным образом это будут страны-соседи: Польша и Литва. При нормализации политических и экономических отношений список пополнит и Россия.

«При вступлении в ВТО Украина отказалась от серьезных ввозных пошлин — это стало первым ударом для автопромышленности, — рассказал Моржаретто «Газете.Ru». —

У них был запасной вариант в виде российского рынка, к нам стало уходить порядка 60% всего экспорта.

Российский рынок сейчас недоступен по двум причинам — первой стало введение утилизационного сбора, а теперь еще тяжелая политическая ситуация. Свой утилизационный сбор они отменили, но увеличили акцизы внутри на продажу новых автомобилей с целью поднять поступления в бюджет. В итоге собственная промышленность Украины оказалась неконкурентоспособной, особенно на фоне ввоза подержанных автомобилей».