Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Любители с большой дороги

На трассе «Сочи Автодром» определился победитель любительского чемпионата Mazda Sport Cup

После триумфального проведения первого в истории Гран-при России в классе «Формула-1» руководство сочинского автодрома официально заявило, что полугородская трасса станет стационарным кольцом. Корреспондент «Газеты.Ru» смог лично прокатиться по формульному треку в рамках финала ежегодного любительского чемпионата Mazda Sport Cup.

Так уж получилось, что российский этап «Формулы-1» я смотрел не с трибуны сочинского кольца, а по телевизору. Но это не стало трагедией. Внутренний голос подсказывал, что после фурора, который произвел новейший российский автодром, разбирать его заграждения и превращать часть гоночного полотна в дороги общего пользования никто не станет.

Ожидания полностью оправдались. Не прошло и месяца после Гран-при России, как компания Mazda пригласила «Газету.Ru» поучаствовать в финале своего любительского чемпионата Mazda Sport Cup. Не где-нибудь, а на том самом, еще не остывшем после формульных баталий «Сочи Автодроме».

Отказываться от подобных предложений не принято. Тем более что Mazda — одна из немногих марок, кто уделяет пристальное внимание развитию и популяризации автоспорта в нашей стране.

Основы для создания в России собственной гоночной школы японская компания заложила в 2008 году, когда начал проводиться Zoom-Zoom Challenge для отечественных поклонников марки Mazda. А вскоре была запущена и Академия спортивного вождения под руководством гонщика Олега Кесельмана. В ней за относительно скромную плату можно было обучиться основам управления автомобилем на кольце и пройти продвинутые курсы на лучших зарубежных автодромах.

В 2011 году Zoom-Zoom Challenge перерос в Mazda Sport Cup с многоуровневым отбором участников по всей стране. А эпический финал прошел на новейшем на тот момент «Смоленском кольце». Продолжением формирования собственной школы подготовки пилотов стало открытие в прошлом году Mazda Karting Academy под руководством Сергея Балдина. Занятия школы проходят на московском картодроме Forza.

Сегодня Mazda Sport Cup — одно из наиболее демократичных ежегодных автоспортивных состязаний страны. Участие в нем может принять каждый владелец автомобиля данной марки.

Достаточно заполнить анкету-заявку на сайте компании и продемонстрировать свою скорость на треке, а также подтвердить физическую готовность к гонкам. Все остальное берет на себя российское представительство Mazda!

Само собой, столь масштабное мероприятие не обходится без внимания журналистов ведущих автомобильных изданий, которые на равных рубятся с владельцами «Мазд» и представителями дружественных марке корпораций.

В этом сезоне в жестком отборе на автодромах «Мячково» и «Нижегородское кольцо» приняли участие 300 клиентов. К финальному этапу первенства в Сочи из наиболее быстрых пилотов сформировали семь команд — по пять человек в каждой. Плюс два корпоративных коллектива. Ну а тридцатке журналистов предстояло разыграть попадание в главную гонку прямо на «Сочи Автодроме» — в финал проходили две команды из шести.

Трудно описать, с каким трепетом я ехал в Олимпийский парк. Оценить грандиозную панораму удалось еще из иллюминатора самолета, который заходит на посадку почти над трассой. Имеретинская низменность из пустыря превратилась в футуристический городской ландшафт. А трасса сочинского автодрома, петляющая между олимпийскими объектами, логичным образом связала все строения в единый спортивный комплекс.

Каждому из нас не терпелось поучаствовать в гонке. Но сперва предстояло пройти тесты на реакцию, выносливость, знание спортивных правил и истории марки Mazda. А также продемонстрировать навыки спортивного вождения за рулем переднеприводных Mazda3 с 2,0-литровым 150-сильным мотором и АКПП.

Широченное полотно с гигантскими «прямиками» предъявляет высочайшие требования к технике и пилотам.

Опасаясь за безопасность, команда Сергея Балдина искусственно замедлила особо опасные участки специальными ретардерами, но даже с ними скорости получались недетскими.

Уже после первого круга из-за жесточайших торможений на моей «трешке» слегка повело тормозные диски и появилось биение на руле. После второго — передние тормоза начали дымиться, но продолжили исправно функционировать. В результате, несмотря на полное незнание трассы, удалось показать неплохое время и по сумме баллов попасть в первую десятку.

После квалификации участников распредели на команды по пять человек. Тройка медленных пилотов получала в свое распоряжение Mazda3 и должна была принять участие в 90-минутной экогонке в зачете CLUB. Двоим же быстрейшим предстояло сражаться в режиме «атаки на время» на специально подготовленных заднеприводных 160-сильных родстерах MX-5 Aori в зачете PRO.

У нас подобралась отличная команда, способная бороться если не за кубок, то по крайней мере за подиум. По итогам экозаезда с обязательной сменой пилотов коллектив располагался на вполне достойном третьем месте. Но радоваться было рано. Наш быстрейший участник в заезде PRO (причем среди всех журналистов) слегка коснулся пластикового конуса и получил 10-секундный штраф к лучшему времени. А я и вовсе поставил жирную точку на шансах команды попасть в финал.

Дубасить на все деньги после пары кругов по незнакомому треку, как было в моем случае, очень непросто. Для начала не помешало бы выучить все 18 поворотов длинной даже по формульным меркам трассы, найти оптимальные точки торможений и быстрые траектории.

Единственный более или менее достойный круг на Aori оказался испорчен самым нелепым образом. На одном из участков трека стюарды зажгли красно-оранжевые огни, которые я издали принял за дублер красного флага. Увидев его, пилоты обязаны сбросить скорость и заехать на пит-лейн. Разумеется, снял ногу с педали газа и докатился до финиша в темпе бабушки. А в нагрузку получил 10-секундный штраф за конус, который, вероятно, зацепил задним колесом, объезжая один из ретардеров.

Втройне обидно, ведь это не было следствием грубой ошибки на торможении или вылета за пределы трассы — случайность, не более того. К своим реальным возможностям я не подобрался на добрый километр. Так или иначе, но из фаворитов мы моментально превратились в «лузеров» и основную гонку должны были смотреть уже с трибун.

Второй день спортивного уикенда начался с квалификационной экогонки на автомобилях Mazda3.

Впрочем, стартовая позиция едва ли могла повлиять на исход финала: победитель выявлялся по сумме времен двух 75-минутных командных гонок на обоих типах машин — MX-5 Aori и «трешках», со сменами пилотов и автомобилей.

В квалификации одни команды постарались подняться как можно выше и расходовали в среднем порядка 8 л бензина на сто километров, другие, напротив, выжигали под 20 л и просто вкатывались в новый для себя гоночный трек. Такая тактика была не лишена смысла: «Сочи Автодром» с полотном шириной 13–15 м позволяет без труда совершать обгоны даже на скоростной дуге. Отыгрывать позиции при хорошем темпе на нем несложно.

И вот наступило время самого захватывающего действа: автомобили замерли на главной прямой, команды мандражируют, ожидая старта, а болельщики в нетерпении топчутся на трибуне. Красные огни гаснут, и пилот первой машины со свистом срывается с места. Но что же остальные? Проходит секунда, две… Кто-то забывает сняться со стояночного тормоза, иные реагируют с большим опозданием… В результате уже после первого круга лидер отрывается от конкурентов на несколько корпусов.

Секрет раскрывается только после финиша: фальстарт с последующим аннулированием итогов всего заезда! Весьма неожиданный поворот!

Остановка гонки после первого круга с последующим рестартом выглядела бы куда более логичным решением. Но с судьями, как известно, не спорят!
Дополнительную интригу внесла погода. К началу второй 75-минутки сочинские небеса разверзлись, и на трассу обрушился тропический ливень.

Особенно тяжело пришлось пилотам в открытых Aori на гоночных полусликах, не слишком подходящих для езды по лужам. Чуть переборщил с газом на разгоне — и заднеприводный родстер залихватски закидывает корму, пытаясь обогнать задними колесами передние: только успевай отлавливать!

Следить за ходом гонки с трибун было непросто из-за хитрых тактических схем. На трассе единовременно находились как быстрые Aori, так и гражданские «трешки». Понять, кто в лидерах, а кто в аутсайдерах, не представлялось возможным вплоть до объявления результатов организаторами — разумеется, с учетом многочисленных штрафов за сбитые конусы, пересечение линии выезда с пит-лейна и превышение скорости в зоне боксов.

С трибун мы плавно переместились поближе к пилотам, дабы вдоволь насладиться их эмоциями, красотой разогретых докрасна тормозных дисков и запахом подгорающих колодок — всем тем, что и создает непередаваемую атмосферу гонок. А заодно пообщаться с именитыми тренерами команд.

В роли наставников выступили, в частности, Борис Шульмейстер, Владимир и Наталья Гольцовы, Александр Потехин, Владимир Шешенин, Александр Сотников, Павел Кальманович и другие представители Российской серии кольцевых гонок. Каждый из них с удовольствием делился секретами гоночного мастерства со своими подопечными и помогал в разработке тактики.
.
В этом сезоне Mazda Sport Cup победу в абсолюте одержала команда владельцев. Журналисты, как всегда, были быстрее, но из-за многочисленных штрафов смогли занять лишь вторую ступень пьедестала. Впрочем, это еще не конец. Уже совсем скоро, в феврале 2015 года, гоночные баталии с новой силой развернутся в Екатеринбурге, в рамках ежегодной ледовой гонки Mazda Ice Race. Там и посмотрим, кто лучше подготовлен — журналисты или клиенты.

Новости и материалы
Россиянам рассказали, как сделать использование iPhone в постели комфортнее
ЦСКА и «Спартак» объявили составы на дерби
Минтруд отверг слова о конце эпохи низких зарплат в России
Стало известно, кто дал показания на Стригункову
Соцсети напугал женский маникюр, напомнивший им пилу
В Совбезе РФ заявили о желании ряда стран защититься от западного образа жизни
Названа причина отставки министра аграрной политики Украины
«Спартак» лишился трех игроков перед дерби с ЦСКА
Краснодарская няня избила ребенка, не желавшего идти домой, и назвала его больным
В Пентагоне считают, что пакет помощи от США не позволит Украине провести наступление
Дания нарастит военную помощь Украине
Власти Франции и ЕС обсудят обновление стратегии безопасности Евросоюза
ЦСКА упрекнули в безответственности перед матчем со «Спартаком»
Запрет LME на российский никель может увеличить поставки из Китая
России отказали в участии в мероприятиях ко дню освобождения Маутхаузена
В Венгрии заявили, что НАТО становится активным участником конфликта на Украине
Экс-игрок «Зенита» объяснил, чего сине-бело-голубые не ожидали от «Рубина»
В Роспотребнадзоре объяснили, почему лайнер «Сергей Дягилев» не ушел в круиз
Все новости