Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Автокомпании ждет голодный год

Российский авторынок в 2015 году упадет ниже 1,5 млн

До критических 1,5 млн единиц могут обвалиться российские продажи автомобилей в 2015 году. Причинами резкого уменьшения спроса станут девальвация рубля, повышение цен всеми автопроизводителями и падение реальных доходов населения. Эксперты уверены, что сильнее всего кризис ударит по масс-маркету, а премиум по-прежнему будет чувствовать себя более уверенно. При этом отечественный «АвтоВАЗ» планирует увеличить продажи на 20%.

По самым пессимистичным прогнозам, в 2015 году продажи на российском рынке рухнут до 1,5 млн автомобилей. На фоне результатов текущего года, когда за первые 11 месяцев было продано чуть более 2,2 млн новых машин, представители самих автокомпаний и эксперты называют такие цифры катастрофичными. Определяющими факторами, которые окажут влияние на российский авторынок в кризисном 2015 году, станут увеличение цен на автомобили, значительное снижение объема кредитования, перераспределение спроса с 2015-го на 2014-й из-за резкой девальвации рубля, а также падение реальных доходов населения.

По мнению главы маркетинга «Хонда Мотор Рус» Михаила Плотникова, грядущий год станет самым тяжелым за всю историю автомобильного рынка в России и сравнимым с кризисным 2009-м. По оценке компании, в 2015 году продажи новых машин рухнут до 1,5 млн единиц.

«В декабре объемы продаж превысят показатели аналогичного периода прошлого года, нас ждет результат порядка 260 тыс. автомобилей, — говорят в Honda. — Годовые итоги продаж упадут на 10% и составят чуть менее 2,5 млн автомобилей. При этом из-за ажиотажного спроса в последние месяцы было продано на 6% машин больше.

Получается, что около 150 тыс. автомобилей можно вычеркнуть из объемов продаж следующего года, а это около месяца работы автосалонов».

При этом в Honda отмечают, что в отличие от полностью «затоваренного» 2009 года в этом году стоки всех производителей стремятся к нулю, поэтому демпфировать курсовые риски нечем.

«Придется заявлять повышенные цены уже с начала года, — говорит Плотников. — Судя по предновогодним курсам валют, можно предположить, что инфляция на автомобильном рынке может достигнуть 25–30%. Если же говорить о средней ставке по кредиту, то в 2009 году она составила около 20%. В итоге рынок кредитования упал с 46 до 24%. Если спроецировать эту ситуацию на год 2015-й, то рынок недосчитается еще около 250 тыс. автомобилей».

В свою очередь, в компании Mercedes-Benz уверены, что 2015 год будет непростым для всех автопроизводителей, но особенно кризис ударит по масс-сегменту.

«На ситуацию будут влиять политические и внутренние факторы, цены на автомобили, — говорит начальник отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц РУС» Андрей Родионов. — У автопроизводителей из массового сегмента, например Ford, Citroen, Volkswagen, ситуация будет гораздо сложнее, чем у сегмента премиум. Дорогие автомобили часто воспринимают как средство для инвестиций, поскольку у них высокая остаточная стоимость.

Что касается наших планов, то менять мы их не намерены и будем выводить новые модели на российский рынок.

В частности, мы представим Maybach, полностью обновленную внедорожную линейку Mercedes-Benz, рестайлинг А-класса. При этом будем открывать дилерские центры в регионах».

Говоря о росте цен, Родионов отметил, что на момент 1 января 2015 года рост цен на модели марки составит 7,5%.

Прогнозы директора по развитию автокредитования Локо-Банка Андрея Ермакова схожи с мнением экспертов из Honda. Он уверен, что при сохранении негативных факторов, таких как внешнее давление на экономику, высокая ключевая ставка, подстегивающая рост ставок по автокредитам, девальвация рубля и высокий уровень инфляции, снижение продаж продолжится.

«По итогам 2015 года может быть продано не более 1,5 млн новых автомобилей, а продажи упадут в пределах 35%», — считает Ермаков.

По оценке эксперта, рост стоимости автокредитов внесет свою лепту в спад на рынке новых автомобилей, но первостепенная роль в этом все же будет принадлежать девальвации рубля и инфляции.

«Услуги автокредитования уже подорожали, произошло это практически сразу после повышения ключевой ставки до 17%, в итоге во многих банках ставка выросла до 26–27% годовых. Рост стоимости автокредитов в следующем году, как и всегда, будет зависеть от политики регулятора в части изменения ключевой ставки. Рост цен на новые автомобили уже сейчас в среднем составляет 10–15%, и это только по итогам ноября — декабря. Опять же в дальнейшей динамике очень много факторов, вносящих неопределенность. Стоимость автомобилей будет расти, если будет снижаться курс рубля и евро.

Причем дорожать будут не только импортные автомобили, но и те, что производятся и собираются в России, поскольку стопроцентной независимости от внешних поставщиков узлов и комплектующих добиться крайне сложно».

На отечественном «АвтоВАЗе» прогнозируют, что в следующем году в России автопроизводителям удастся продать 1,9 млн новых легковых машин.

«Такова позиция президента компании Бу Андерссона, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе «АвтоВАЗа».

— А цифра 1,5 млн станет просто катастрофой.

В 2015 году мы рассчитываем поднять производство на 20%. Дело в том, что более 82% ото всех контрактов у нас заключается в рублях, и мы всегда будем более конкурентоспособными по сравнению с иностранными автопроизводителями».

Директор по связям с общественностью «General Motors Россия» Сергей Лепнухов считает, что самым сложным фактором, с которым придется работать в 2015 году, станет нестабильный курс национальной валюты. Делать прогнозы на будущее Лепнухов отказался до официального объявления прогноза комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) 15 января 2015 года.

«Практические все автомобили, которые мы продаем в России, здесь и производятся, — говорит Лепнухов «Газете.Ru». — Но существует разный уровень локализации. Так, у нас есть совместное производство GM Avtovaz в Тольятти, где мы собираем Chevrolet Niva с 90-процентным уровнем локализации, на нашем собственном заводе GM-Auto в Санкт-Петербурге глубина локализации пока находится на уровне 20%, в Нижнем Новгороде мы ведем контрактную сборку на ГАЗе, в Калининграде на «Автоторе» организована крупноузловая сборка. И, продавая автомобили за рубли, мы не исключаем фактор валютной составляющей. Автокомпоненты к нам приходят со всех точек земного шара, и, когда непонятен курс национальной валюты, ее динамика, сложно вести ценовую политику.

В случае девальвации рубля это обстоятельство будет закладываться в цену.

В настоящее время перед нами стоит задача довести уровень локализации до 60% на предприятиях по всей России, но это не вопрос одного года. Мы верим в долгосрочный потенциал российского рынка, за 22 года работы здесь мы пережили не один кризис».

В российском представительстве Mazda готовятся к различным сценариям развития событий — по их прогнозам, общие объемы продаж на российском авторынке составят от 1,3 млн до 1,7 млн. Основой расчетов будет служить обменный курс, сложным образом связанный с отсечением предложения на рынке.

«Определяющим фактором спроса на автомобили станет, главным образом, цена, движимая курсом рубля, — говорит директор по маркетингу Mazda Motor RUS Андрей Глазков. — Доходы населения будут под давлением, но они обычно уменьшаются на проценты, тогда как цены могут увеличиваться на десятки процентов при давлении на рубль. Большую роль будет играть психологический фактор, когда люди будут откладывать решение о покупке, видя негативный тренд в доходах, экономике. Кредитование не может претендовать на роль драйвера при высокой инфляции и высоких кредитных ставках».

По оценке Глазкова, рост цен на автомобили зависит от дальнейшего курса рубля, степени локализации и задач конкретного игрока на рынке.

«У чистых импортеров цена должна будет примерно поменяться на коэффициент, равный разнице в обменном курсе до ускоренного падения, скажем, в октябре 2014-го к курсу в январе — марте 2015 года, — полагает эксперт. — У местных моделей местной сборки все может быть очень индивидуально».