Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Закон и право

Александр Кряжев/РИА «Новости»

Штрафы водителям приравняли к погрешности

Количество ошибочных штрафов в Москве не превышает 0,001%

Даниил Ломакин

Около 100 нарушений ПДД с начала года было ошибочно зафиксировано московскими дорожными камерами. Такие данные привели власти Москвы, отреагировавшие на несколько скандалов с отправкой «писем счастья» водителям, которые не совершали правонарушений. В ГИБДД Москвы уверяют, что будут обращать внимание на каждую жалобу, но разбираться в причинах сбоев дорожных комплексов ведомство пока не намерено.

Спустя несколько дней после того, как разгорелся скандал вокруг ошибочных штрафов с камер за нарушения ПДД, которые стали приходить столичным автомобилистам, ситуацию прокомментировали в ГИБДД Москвы. В ведомстве заявили, что каждую жалобу на неправомерный штраф с автоматических комплексов будут рассматривать в индивидуальном порядке.

«По каждому вышеуказанному факту проводится необходимая проверка. Такие случаи носят единичный характер», — заявили в ГИБДД.

В ведомстве напомнили автовладельцам, что в случае несогласия лица с вынесенным в отношении него административным штрафом жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Начальник ГИБДД Москвы Виктор Коваленко уточнил, что жалоба на постановление, вынесенное ведомственным Центром автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП),

может быть подана в электроном виде через интернет-сайт Госавтоинспекции России только в случае подтверждения данной жалобы электронной цифровой подписью.

«В ином случае жалоба на постановления подается на бумажном носителе, утвержденная личной подписью, посредством почты или личного обращения в УГИБДД ГУ МВД России по Москве в установленном порядке в соответствии с графиком приема населения», — заявил Коваленко.

Таким образом, в Госавтоинспекции косвенно дали понять, что системно бороться с ошибочными штрафами не намерены, хотя именно о таком характере проблемы, а не сбоях отдельных комплексов говорят эксперты.

На фоне обтекаемых формулировок руководства столичной ГИБДД в подведомственном департаменту транспорта Москвы Центре организации дорожного движения (ЦОДД) дали более предметный комментарий по проблеме, назвав количество ошибочных штрафов с камер «ничтожным».

«Количество некорректных штрафов, выписываемых с московских комплексов фотовидеофиксации, составляет не более 0,001%, — говорят в пресс-службе ЦОДД. — Если говорить о технических сбоях, таких как блик солнца, тень и подобные, то процент такого технического сбоя ничтожно мал. Система автоматической фотовидеофиксации в Москве проверена временем. Все комплексы прошли установленную законом систему сертификации и проверки».

В ЦОДД уточнили, что по всем видам нарушений, зафиксированных в автоматическом режиме, за 8 месяцев 2016 года было выписано более 10 млн постановлений.

Таким образом, в январе — августе 2016 года столичные автовладельцы получили лишь около 100 ошибочных штрафов.

В ведомстве не смогли оперативно пояснить «Газете.Ru», как проводились эти расчеты. Примечательно, что, по данным экспертов, примерно каждое десятое зафиксированное автоматическими комплексами нарушение, связанное с расположением транспортного средства (ТС) на проезжей части, является ошибочным и должно отбраковываться сотрудниками ЦАФАП. Таким образом, только с начала года инспекторам ЦАФАП нужно было вручную забраковать около миллиона материалов о нарушениях ПДД.

«Ничтожно малое» число ошибочных штрафов тем временем продолжает расти.

Автовладельцы не перестают делиться материалами полученных ими штрафных постановлений, выписанных на основании данных с автоматических дорожных комплексов.

Так, пользователь соцсети для автомобилистов Drive2.ru поделился снимками с дорожного комплекса на ТТК, на которых видно, что нарушает ПДД — поворачивает не из крайнего ряда — другой автомобиль, а его машина едет позади нарушителя и вообще не совершает маневров.

По предположению автовладельца, камера не идентифицировала регистрационный номер одного из европейских государств, который стоял на машине истинного нарушителя, и «поймала» ближайшее транспортное средство с российским госномером. «Сам я немного IT-шник и могу сказать, что такой алгоритм весьма сырой и однозначно требует доработки и более долгого и тщательного тестирования (разумеется, не за счет водителей)», — пишет он.

«Продолжаем рубрику «Чудеса фотовидеофиксации», — пишет еще один автовладелец из Москвы. —

Пропустил карету «03», выехал за стоп-линию при включенном красном сигнале светофора, лови «письмо счастья».

Наибольший резонанс в сети вызвал штраф с камеры за остановку на обочине, которую водитель совершил по требованию инспектора ДПС, также попавшего в кадр. На этот случай, как и несколько других единичных неправомерных штрафов, обратили внимание в ГИБДД, пообещав провести служебную проверку, установить причины и условия вынесения постановления и наказать виновных.

Правозащитники, как и эксперты, уверены, что сложившаяся ситуация требует комплексной проверки. «Слишком высокой оказалась концентрация этих фактов, — говорит «Газете.Ru» председатель движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин. — Поэтому, конечно, нужно разбираться. Даже по нескольким случаям ошибочно вынесенных постановлений надо устраивать проверки. Если имеют место сбои комплексов, то надо привлекать специалистов, которые настроят их».

По мнению собеседника, если ЦОДД или ГИБДД не намерены разбираться в сути проблемы, то к этому должна быть привлечена прокуратура.

«Самое печальное в этой истории даже не то, что никто не хочет разбираться, а то, что резко падает доверие автомобилистов к автоматической фиксации нарушений ПДД, — говорит Похмелкин. — Может, все это устроено специально, чтобы окончательно дискредитировать систему автоматической фиксации ПДД и вернуть гаишников на дороги вместо камер, — эту гипотезу также надо проверить».

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков отмечает, что проблема кроется прежде всего в увеличении количества камер и, соответственно, числа нарушений, которые они фиксируют.

«Инспекторы ЦАФАП могут не успевать внимательно просматривать каждый материал, отсюда и ошибки, — говорит «Газете.Ru» Лысаков. — Кроме того, есть же и другие «сбои», не исключено, что рукотворные. Постановления стали часто приходить нарушителям спустя 20 дней с того момента, как были вынесены. То есть автовладелец лишается возможности оплатить штраф со скидкой, на что законом отводится как раз 20 дней».