«АвтоВАЗ» выходит на пенсию

«АвтоВАЗ» доплатит сотрудникам за выход на пенсию

«АвтоВАЗ» продолжает оптимизацию взаимоотношений со своими работниками. В этот раз предприятие решило простимулировать уход пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Им предложили дополнительные выплаты к пенсии от 1850 руб. до 4 тыс. руб. в течение пяти лет, если те покинут предприятие в ближайшее время. Эксперт считает, что подобные программы будет повторяться, пока на заводе в Тольятти из 43,5 тыс. человек не останется около половины сотрудников.

Ежемесячные доплаты к пенсиям в течение пяти лет готов обеспечить «АвтоВАЗ» своим сотрудникам, если те в ближайшее время согласятся добровольно выйти на пенсию. Времени на размышления людям выделили немного. Решение они должны принять уже до 12 октября.

Как пояснил «Газете.Ru» вице-президент по внешним и внутренним коммуникациям «АвтоВАЗа» Раф Шакиров, нынешняя рыночная ситуация не позволяет обеспечить полную загруженность имеющихся производственных мощностей и персонала. «Решение о пенсионных взносах на негосударственное пенсионное обеспечение было принято с целью усиления социальной защиты работников», — пояснил Шакиров. Как уточнили в официальном профсоюзе завода, в настоящее время всего на «АвтоВАЗе» работает около 43,5 тыс. человек. Из них 2,7 тыс. человек — это сотрудники предпенсионного возраста и еще 2,6 тыс. — пенсионеры.

При выходе на досрочную пенсию автопроизводитель обещает начислить работникам дополнительную сумму в размере 15% от средней зарплаты за каждый отработанный на «АвтоВАЗе» год с учетом стажа и наград.

По оценкам компании, размер прибавки к пенсиям в этом случае может составить от 1,85 тыс. руб. до 2,03 тыс. руб. ежемесячно.

При этом сотрудникам пенсионного возраста предложено уволиться до конца 2016 года. «АвтоВАЗ» обещает им доплату к пенсии из расчета 30% средней зарплаты за каждый отработанный в компании год. В этом случае размер ежемесячных выплат составит примерно от 3,5 тыс. до 4 тыс. руб.

Потерять профессионалов не боятся

Как рассказал «Газете.Ru» председатель официального профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев, интерес к программе у сотрудников возник сразу и многие уже написали заявления. «Такую программу мы просили давно, и наконец интересы сторон сошлись, — говорит Зайцев «Газете.Ru». — Люди интересуются, и некоторые действительно хотят уйти — доплата, и правда, неплохая. Конечно, «предпенсионникам» придется поторопиться с тем, чтобы определиться со своей позицией, времени у них немного.

По данным на вчерашний день, около 200 таких сотрудников уже написали заявление.

Лишиться таким образом важных для завода сотрудников мы не боимся. Мы не вели нового набора на работу много лет, поэтому неграмотных, неопытных людей у нас нет. Конечно, есть те, кто приносит заводу особую пользу. Если они окажутся среди желающих уйти, то я уверен, что их руководители смогут с ними как-то договориться и, например, добиться увеличения нынешней зарплаты».

По словам Зайцева, участие в программе совершенно добровольное.

«Заставлять людей уйти мы не можем, у каждого своя заработная плата, своя пенсия, — говорит глава профсоюза. — Кого-то устроит предложенная цифра, а кому-то хочется пока работать и получать зарплату. Заинтересует программа в первую очередь тех, у кого хороший стаж.

На «АвтоВАЗе» все выплаты «в белую», а средняя пенсия варьируется — у кого-то она может быть 9 тыс. руб, а у кого-то и все 25 тыс.

По Автозаводскому району (именно здесь живет большая часть сотрудников «АвтоВАЗа». — «Газета.Ru») средняя пенсия — 12 тыс. руб.».

В свою очередь глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Петр Золотарев также сообщил «Газете.Ru», что предложенный вариант выхода на пенсию с доплатой вызывает как минимум интерес у тех, кто планировал покинуть предприятие. Однако оценка предложенной компенсации у него кардинально отличается от позиции Зайцева.

«У людей есть желание уйти с завода и хоть что-то за это получить, — говорит Золотарев «Газете.Ru». — Предложенные суммы достаточно маленькие, ведь у завода есть возможности лучше поддержать и стимулировать людей.

Такие программы будут, по возможности, повторяться год от года, чтобы постепенно снизить количество сотрудников до оптимального числа — это около 25 тыс. человек.

То, что могут уйти опытные люди, ветераны предприятия, не повлияет на качество продукции, ведь сейчас труд максимально автоматизирован».

История сокращений и планы безубыточности

Когда-то на «АвтоВАЗе» работало около 100 тыс. человек. Все изменилось после распада СССР. Особенно ситуация обострилась в кризис 2008–2009 годов, когда раздутость штатов стала особенно очевидной. После этого завод постепенно избавляется от «лишних» людей, придумывая различные способы сокращений.

Так, в 2015 году предприятие снизило численность сотрудников на 15% при помощи программы «добровольных» увольнений. Тогда людям единовременно выплачивали несколько окладов при увольнении по соглашению сторон. В дальнейшем, с 15 февраля 2016 года, производство на «АвтоВАЗе» на полгода было переведено в режим 4-дневной рабочей недели. Затем в июне предприятие вновь перешло на пятидневный график. Однако уже с 17 октября Тольяттинский автогигант вновь вернется на четырехдневку по причине падения автомобильного рынка. Этот график в Тольятти продлится до 19 февраля 2017 года, после чего будет принято решение о том, по какой схеме будет работать предприятие в дальнейшем.

При этом завод «АвтоВАЗа» в Ижевске, где выпускают седан Lada Vesta, продолжит работать в пятидневном режиме.

Отметим, что убытки «АвтоВАЗа» в первом полугодии выросли на 67% и достигли 8,6 млрд руб. Выручка составила 87,1 млрд руб., что на 5% меньше, чем в предыдущем полугодии. При этом объемы продаж сократились на 11%. Исправить ситуацию в интервью «Газете.Ru» пообещал новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор. Он заявил, что его цель — сделать «АвтоВАЗ» прибыльным уже с 2018 года.

«Такую задачу мы поставили перед собой, основываясь на текущем экономическом прогнозе, а также на наших планах нарастить экспорт, увеличить процент локализации и снизить издержки, — говорил Мор. — Конечно, за последнее время на российском авторынке произошли огромные изменения. Это касается и его объемов, и условий работы на нем. Поэтому то, к чему мы стремимся, может произойти немного раньше или позже. В данный момент мы понимаем, что речь идет именно о 2018 годе».

При этом прогноз на 2017 год у Мора не слишком оптимистичный — по его оценкам, всего в России будет продано 1,3 млн автомобилей. Впрочем, примерно на такие же показатели ориентируются и в Минпромторге. Всего в 2016 году на «АвтоВАЗе» планируют произвести немногим более 420 тыс. автомобилей. Эти цифры включают сборку автомобилей в Казахстане, а также порядка 19 тыс. автомобилей, которые «АвтоВАЗ» соберет для Renault и Nissan. Таким образом, автомобилей под брендом Lada в 2016 году будет собрано около 300 тыс. единиц.