Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Год «Платона» в России

За 2016 год система «Платон» пополнит дорожный фонд на 20 млрд рублей

Системе взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» исполнился год. За это время она получила скандальную славу и вызвала множество споров, сначала очередями в офисах оператора, а после — широчайшими протестами разгневанных дальнобойщиков по всей России. За счет этого на время удалось отстоять льготный тариф, однако скоро он все же увеличится вдвое.

С 15 ноября 2015 года на федеральных трассах России заработала система взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 т под названием «Платон». Собранные средства должны пополнять дорожный фонд для устранения последствий вреда, наносимого дорожному полотну от проезда тяжелых грузовиков.

Тогда же в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) заявили, что единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины, и назначили цену этому проезду. Согласно распоряжению правительства, сначала перевозчиков обязали платить 1,53 руб. за 1 км пути. В дальнейшем предполагалось, что с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит уже 3,06 руб., а после — 3,73 руб. Таким образом с перевозчиков планировалось собирать около 40 млрд руб. в год.

Рынок грузоперевозок насчитывает около 1 млн грузовых автомобилей. Оператором системы стало ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Эта компания реализует концессионное соглашение с Росавтодором в соответствии с распоряжением правительства России от 29 августа 2014 года. Фиксированная плата за услуги оператора составляет 10,6 млрд руб. — согласно договору, такую сумму концессионер, за вычетом штрафов в случае недочетов в работе, должен получать каждый год в течение 13 лет.

Чем запомнится «Платон»

С самого начала запуск системы сопровождался массовым недовольством дальнобойщиков. Они утверждали, что дополнительный сбор приведет к снижению их прибыли и возможному банкротству представителей малого бизнеса в сфере грузоперевозок. Также участники рынка прогнозировали ощутимый рост цен в магазинах, обусловленный удорожанием стоимости доставки. В итоге сценарий запуска «Платона» резко изменился — в Росавтодоре никак не могли ожидать, что проблема настолько сплотит автоперевозчиков по всей России и приведет к массовым протестам и попыткам блокировать федеральные трассы.

С требованием отменить «Платон» выступили водители в Московской, Тверской, Смоленской областях, Липецке, Челябинске, Красноярске, Тамбове, Карелии, Удмуртии и в других регионах.

Одни из самых громких акций прошли в Дагестане — местные водители вовсе хотели доехать колонной до Москвы и присоединиться к колонне из других городов. В итоге до столицы почти добрались несколько фур, но все они вместе с другими дальнобойщиками были заблокированы сотрудниками ГИБДД на подъезде к Москве на МКАД.

Собрал вдвое меньше

В итоге «Платон» власти, конечно, не отменили. Но пошли на ряд принципиальных уступок. Тариф был заморожен — 1,53 руб./км. Также была пересмотрена и политика в отношении штрафов. В случае первого «безбилетного» проезда юрлица сначала должны были платить 450 тыс. руб., а случае повторного — уже 1 млн руб. Штрафы для ИП и должностных лиц составляли 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. В итоге их снизили до 5 тыс. руб. за первое и до 10 тыс. руб. за повторное нарушение для всех групп.

Также пользователей системы пусть и не сразу, но освободили от уплаты транспортного налога — на суммы выплат в системе «Платон».

Что касается льготной стоимости проезда, то совсем скоро цена все-таки должна повыситься. В начале ноября Минтранс России предложил с февраля 2017 года повысить тариф «Платона» с 1,53 до 2,61 руб. за 1 км, а с июня — до 3,06 руб., то есть фактически в два раза за полгода. Это объясняется тем, что пока сборы от «Платона» в несколько раз ниже ожидаемых: за 2016 год, по данным Росавтодора, в дорожный фонд поступит всего около 20 млрд руб.

Что отремонтировали на деньги от «Платона»

Как рассказали «Газете.Ru» в Росавтодоре, первые собранные системой «Платон» 10,85 млрд руб. были направлены в мае на ремонт дорог, которые находились в самом критическом состоянии на момент 1 января 2016 года.

По итогам дорожного сезона отремонтировали более 1 тыс. км самых проблемных дорог в регионах. В настоящее время ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц треть отремонтирована на средства системы «Платон».

«Кроме того, 12 млрд руб. в этом году были направлены в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения — мостов и путепроводов, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора. — Первый из них, Затонский мост в Уфе, открыли в октябре 2016 года. В 2017 году будут построены еще четыре мостовых перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в Самаре, а в 2019 году — мост через реку Волгу в подмосковной Дубне.

Также за счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях».

Как «Платон» влияет на ритейл

Важно заметить, что оценка Росавтодора относительно удорожания стоимости доставки и, как следствие, роста цен в магазинах не совпадает с той, которой придерживаются сами перевозчики. В ведомстве уверены, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным.

«Это подтвердили и Минфин, и Центробанк, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Росавтодора. — Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года. Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже. Это обусловлено тем, что доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10, что не является ощутимым для потребителя».

С этим не согласен директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.

«Ставка в размере 1,53 руб./км увеличила стоимость перевозки на 4–6%, — сказал Дьяконов «Газете.Ru». — В структуре затрат перевозчика расходы на оплату проезда по федеральным трассам составляют до 5%, и их увеличение в любом случае придется переложить на владельца груза. Маржинальность бизнеса транспортных компаний составляет около 5%, таким образом, увеличение тарифа за проезд до 3,06 руб./км «съест» и так невысокую прибыль. Производитель или ритейлер в свою очередь вынужден будет увеличить стоимость товара для конечного покупателя. Нельзя говорить о каком-то «среднем» повышении цен на полках магазинов: чем выше себестоимость груза — тем меньший процент в его цене составляют транспортные издержки.

Сильнее всего от увеличения стоимости доставки страдают тяжелые и недорогие товары народного потребления».

Отметим, что ранее в интервью «Газете.Ru» генеральный директор «Danone Россия» Бернар Дюкро говорил, что «Платон», может, и не такая большая издержка по сравнению с ценой на сырое молоко, но все равно это существенный фактор. Когда тариф вырастет вдвое, это также повлечет рост стоимости логистики.

«Система «Платон» повысит наши прямые издержки, и цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов», — говорил он.

В свою очередь руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов рассказал «Газете.Ru», что действующий тариф в 1,53 руб./км увеличил себестоимость грузоперевозки у крупных транспортных компаний примерно на 4–6%, у небольших – на 10% и выше.

«Если плату за проезд повысят в два раза, то в два раза повысится и себестоимость перевозки, — считает Алексашов. — Тогда стоимость продукции, в первую очередь товаров первой необходимости, может увеличиться до 1–3%, в зависимости от доли логистики в общей цене товара. За год все игроки логистического рынка пересмотрели размеры тарифов на грузоперевозки. И важно, что причиной этому стало не только введение «Платона», но и ряд других факторов: повышение акцизов на топливо (с 1 апреля 2016 года), колебание курсов валют и, как следствие, удорожание новых автомобилей и комплектующих, перераспределение объемов грузоперевозок из-за снижения доли импорта. Часть перевозчиков не выдержала нагрузки на бизнес и ушла с рынка».

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp