Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Закон не писан: электросамокатам оставили тротуары

Пользователей личного электротранспорта приравняли к пешеходам

ГИБДД продолжает считать пешеходами тех, кто передвигается по городу на электросамокатах, гироскутерах, моноколесах и других подобных транспортных средствах. Дискуссии о законодательном регулировании этой сферы продолжаются уже не первый год, но никаких законодательных изменений в этой сфере пока нет.

МВД России ответило на запрос эксперта в сфере безопасности дорожного движения Григория Шухмана, который просил главу ГУОБДД РФ Михаила Черникова разъяснить правовой статус участников дорожного движения, использующих различные индивидуальные транспортные средства с электроприводом: гироскутер, моноколесо, электросамокат и др.

Из ответа (есть в распоряжении «Газеты.Ru») следует, что никакого специального статуса передвигающиеся на подобных транспортных средствах граждане не имеют, и как-то менять законодательство в этом направлении в МВД пока не планируют.

«Министерством внутренних дел РФ проработан вопрос об определении статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения, в том числе гироскутеры, моноколеса, сигвеи и другие средства передвижения. По результатам комплексного анализа законодательства РФ необходимость выделения в качестве отдельной группы участников, использующих моторизованные средства передвижения, а также дополнительной регламентации данного вопроса не усматривается», — говорится в ответе ведомства.

Свою позицию в ГУОБДД объяснили тем, что обладателям подобных транспортных средств не нужно получать водительское удостоверение. «Указанные участники дорожного движения приравниваются к пешеходам», — подчеркнули в МВД.

На вопрос Шухмана о том, могут ли обладатели подобных транспортных средств ездить по любой полосе проезжей части, кроме обочины, и образует ли это состав административного правонарушения в ГУОБДД лишь напомнили, что все обязанности участников движения урегулированы ПДД.

Таким образом в МВД вновь подтвердили заявленную ранее позицию — ездить по полосам вдоль проезжей части на электрических транспортных средствах нельзя.

«Я обратился в МВД, потому что водителей стали уже доставать эти «пешеходы», несущиеся со скоростью потока. Но при этом по закону водитель в случае ДТП с пешеходом несет ответственность как владелец средства повышенной опасности. Поэтому по ПДД пешеходы и водители разведены: первым — тротуары и пешеходные переходы, вторым — проезжая часть. И поэтому пешеходы-любители электросамокатов и тому подобного должны понимать, что на них распространяются требования четвертого раздела ПДД, и делать им на проезжей части нечего», — заявил «Газете.Ru» Шухман.

Вопрос о правовом регулировании стремительно набирающих популярность в российских мегаполисах электросамокатов и других подобных транспортных средств поднимается уже не первый год.

Еще в 2016 году депутат Госдумы Александр Васильев, прославившийся своим проектом «Убитые дороги Пскова», просил ГИБДД рассмотреть вопрос об урегулировании статуса сигвеев и других видов электротранспорта, а также определить меры ответственности для их владельцев в случае дорожных происшествий и внести поправки в ПДД.

В начале января 2017 года депутату пришел ответ, содержание которого соответствует текущей позиции ведомства. Позже этот вопрос обсуждался и в правительственной комиссии по вопросам безопасности дорожного движения, которой руководит Игорь Шувалов. В конце прошлого года он поручил МВД и Минтрансу проработать вопрос законодательного регулирования данного вопроса. Как следует из свежего ответа ведомства Шухману, позиция по этому вопросу никак не изменилась. Минтранс считает, что обладателей бесшумных электрических транспортных средств стоит выделить в отдельную категорию участников движения, то есть фактически позиция ведомства противоречит точки зрения МВД.

В связи с этим, по данным «Газеты.Ru», вопрос регулирования личного электротранспорта окончательно не закрыт и еще будет обсуждаться руководством заинтересованных ведомств. Не исключено, что ясность наступит после того, как полноценно заработает та самая правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, которую после ухода Шувалова возглавил новый вице-премьер Максим Акимов. Пока, по сведениям «Газеты.Ru», комиссия еще не провела ни одного заседания под новым руководством и никаких планов на этот счет нет.

За рубежом, где также наблюдается бурный рост подобного транспорта, эту сферу регулируют по-разному. Где-то такие транспортные средства приравнены к механическим и не могут ездить по пешеходным зонам, где-то наоборот.

В конце прошлого года проблема индивидуального электротранспорта обсуждалась на представительном круглом столе в Мосгордуме. Было принято решение «о необходимости определения статуса самобалансирующихся электрических транспортных средств (ЭТС), дополнительной проработки вопроса нормативно-правового регулирования их использования».

В частности, спикер Мосгордумы Алексей Шапошников отмечал, что Москва, как субъект Российской Федерации, вправе установить собственное правовое регулирование в отношении ЭТС на территориях, не подпадающих под действие ПДД

— это парки и иные общественные пространства, а также московский метрополитен и другие виды общественного транспорта. Он предлагал приравнять их к мопедам или велосипедам. Однако дальше обсуждений дело пока не зашло.