Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Экспедиция Land Rover
Экспедиция Land Rover
Land Rover

Горы, озера и 32 попугая

Автопутешествие на Land Rover Discovery

Грандиозные экспедиционные проекты Land Rover продолжаются. Закончив эпический цикл «Открывая Россию», в рамках которого внедорожники Discovery забрались в самые красивые и при этом весьма труднодоступные места России, в компании решили на этом не останавливаться и обратили свой взор на территорию бывшего СССР. В новом цикле «Время новых открытий» британские внедорожники сначала проехались по Казахстану и вот теперь пришла очередь соседней Киргизии.

Для многих в России эта страна ассоциируется лишь с родиной сотен тысяч гастарбайтеров, но, забегая вперед, можно смело заявить, что Киргизия оказалась одной из самых живописных стран мира. Понимают это и местные жители – туристическая сфера здесь вполне развита, а места в полевых лагерях-отелях на высокогорье нужно бронировать едва ли не за полгода.

При первичном осмотре киргизской столицы Бишкека сразу бросается в глаза обветшалость застройки и общая бедность городского хозяйства, как самого населения, так и города. Пожалуй, это едва ли не самая невзрачная из всех столиц бывших советских республик, где мне довелось побывать. Впрочем, и здесь есть величественная главная площадь, уютные бульвары и современные торговые центры. А еще бросается в глаза довольно большой, по киргизским меркам, конечно, процент русского населения. Большая часть русских в Киргизии живет на севере страны и в столице, а вот в Оше, втором по численности городе страны и южных регионах их уже значительно меньше.

Из Бишкека мы выезжаем к главной жемчужине Киргизии – озеру Иссык-Куль. Кавалькада проверенных уже не одной экспедицией коричневых Discovery 5, с трех литровым 249-сильным «дизелем» под капотом, приковывает всеобщее внимание – еще бы, в Бишкеке, как и во всей Киргизии, царят «праворукие» японцы и древние Audi, поэтому новые эффектные внедорожники вызывают здесь вполне понятный интерес. Сами автомобили почти никак особо не готовили для сложных испытаний, чтобы показать их реальные возможности с точки зрения самого обычного автовладельца.

Дорога к озеру отличного качества, а значит построена китайцами. Тем более, что и ведет она в конечном итоге в Китай. Южный сосед активно участвует в местной экономике, заодно и налаживая нормальные пути сообщения – дороги, где нога китайца еще не ступила, далеки от идеала. Местные гаишники по кустам не прячутся и встретить их можно очень часто. Основные усилия полицейских направлены на борьбу с нарушителями скорости, а вот более серьезные нарушения в нашем понимании, могут остаться без внимания.

Иссык-Куль, что в переводе означает «горячее озеро», входит в десятку самых глубоких озер мира. Летом здесь настоящая мекка для туристов, в том числе и из соседних стран. Вода в озере чистая, чуть солоноватая и вполне понятно, что оно привлекает неизбалованных водоемами обитателей среднеазиатских республик. В курортных поселках все как полагается – каждый угол сдается туристам, а на прилавках можно найти все что нужно и не нужно отдыхающим. Чтобы подъехать к озеру в более-менее удобном месте придется раскошелиться – местные жители требуют оплатить «подъезд» к озеру на машине. Незаконность этого нехитрого заработка вполне очевидна, но пререкаться из-за пустяковой суммы не хочется. Тем более, что нет ничего приятнее, чем в жару погрузиться в прохладные воды озера. Впечатление не портит даже обилие крупных камней на дне и густые водоросли.

Изрядно налюбовавшись прибрежными красотами, прощаемся с хорошим асфальтом и в районе поселка Тосор сворачиваем в сторону гор. Можно бесконечно восторгаться величественными водами Иссык-Куля, но подлинную красоту Киргизии можно прочувствовать отъехав подальше от озера и толп туристов. Здесь, в красивейших почти безлюдных долинах и предгорьях, на крутых извилистых косогорах, очень быстро теряешь счет времени, оставляя где-то в прошлой жизни пыльный московский офис и суету мегаполиса.

Несмотря на приличные уклоны узких горных дорог взбираться вверх, как и спускаться затем было совсем нестрашно. Далеко не первый раз отправляясь в путь за рулем Discovery 5 я и раньше подмечал, что за рулем внедорожника появляется какая-то уверенность. Мощный тяговитый мотор и большой арсенал электронных помощников позволяют спокойно справляться почти с любыми дорожными испытаниями. Если же на каких-то особо опасных участках вы вдруг утратили веру в собственные силы, то можно включить систему контролируемого движения под уклон Hill Descent Control и систему All-Terrain Progress Control, которая работает как круиз-контроль в диапазоне от 2 до 30 км/ч. С ними водителю остается только крутить руль, а все остальное автомобиль сделает сам.

Свернув с приозерной трассы, наш ожидал перевал Тосор, самая высокая точка всего маршрута. Чтобы перебраться через него необходимо подняться на высоту почти в 4 километра. Погода наверху уже совсем не такая теплая, как на равнине, да и окружающий ландшафт меняется кардинально, но после спуска все возвращается на круги своя.

Ночуем в Нарыне, совсем небольшом городке, но в здесь он имеет статус областной столицы. Вытянутый на десяток-полтора километров городок в ширину вряд ли растягивается хотя бы на километр и вся жизнь здесь сосредоточена вокруг главной улицы. Кстати, в расположенном на высоте 2 километра над уровнем моря есть троллейбусное сообщение. Это один из самых маленьких, меньше 40 тысяч населения, городов на земле, где есть подобный транспорт.

Двигаясь от Нарына в сторону китайской границы, мы все дальше уезжаем от цивилизации. Туристов здесь почти нет, а вот старых Audi на дорогах – «бочек» и «селедок» — все больше. Наша цель – высокогорное озеро Кель-Суу, образованное тысячи лет назад после мощного обвала. Добраться сюда на обычной легковушке практически нереально – проложенная геологами дорога может так называться лишь условно и преодолевать ее даже на полноценном внедорожнике было непросто.

За окном снова удивительные киргизские пейзажи, каждый раз новые и удивительно живописные. Были и альпийские луга с множеством эдельвейсов, и неприступные скалы, и марсианские долины, и пересохшие русла рек и много чего еще – слов описать эту красоту просто не хватает, ее нужно хотя бы один раз увидеть.

Добравшись, наконец, до заветного озера, нас ждал неожиданный сюрприз – оно исчезло! Вместо бирюзовой воды глинистое потрескавшееся дно. На обрамляющих чашу озера скалах хорошо виден уровень воды в озере – из-за этого «подводная» часть камней имеет совсем другой окрас. Зрелище оказалось не только неожиданным, но и просто завораживающим. Ошеломлен был даже нас всезнающий гид, который рассказал, что последний раз вода уходила из Кель-Суу лет 25 назад. Произошло это по вполне банальной причине – из-за небольшого количества осадков в этом году. Так, что совсем скоро вода должна вернуться. Не отказав себе в удовольствии проехаться по дну, уверенно пробираемся через грязь и отправляемся дальше.

Впереди еще много интересного, в том числе и еще одно высокогорное озеро Сон-Куль. С водой здесь все в порядке и расположенное на высоте 3000 метров озеро становится настоящей меккой туристов в летний период. Впрочем, отнюдь не только туристов, но и скотовод – пастбища на берегах озера считаются лучшими в стране и за право пасти здесь скот государству необходимо выплачивать определенный взнос.

Вместе с огромными стадами здесь на летний сезон в традиционных юртах поселяются и множество кочевников, которые охотно идут на контакт с туристами. Вместе с людьми появляется и передвижная инфраструктура – магазин, мед пункт, заправки. Никакой мобильной связи, электричества и других особых благ – все как в давние времена, когда сюда впервые добрались кочевники. Само озеро, кстати, можно объехать вокруг по грунтовке и, если будет такая возможность, это нужно обязательно сделать.

Помимо высокогорных озер был и феерический перевал «32 попугая», забраться на который стоит хотя бы ради фантастического вида, открывающегося с высоты, и колоритные погранзаставы на границе с Китаем и много чего еще. Киргизия – это та страна, куда хочется обязательно вернуться, хотя бы для того, чтобы на несколько дней сбежать из цивилизации и соприкоснуться с первозданной красотой Земли.