Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Бензовойна» на пороге или нет? Кто виноват в топливном кризисе

Алексей Мухин об истинных причинах форс-мажоров на топливном рынке

В связи с ценовым кризисом на топливном рынке вскрылся нарыв. «Независимые» игроки - перекупщики и региональные сети АЗС, работающие в рознице, выступили с прямыми угрозами в адрес властей и крупных нефтяных компаний, шантажируя их и требуя увеличения объемов поставок и повышения цен. Все это находится за пределами здравого смысла, особенно, если разобраться, что представляют собой эти игроки.

Проблема состоит в том, что ВИНКи (вертикально интегрированные компании), регулярно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида конкуренцией со стороны «независимых» и спекулянтов, у которых и ответственность поменьше (или нет её никакой), и соцнагрузка – минимальная, так как их работа происходит, зачастую, как говорится, «в серую».

Например, на бирже одна инвестиционно-финансовая компания, крупнейший брокер, закупает около 30% нефтепродуктов и перепродаёт их, похоже, своим же аффилированным поставщикам. Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.

Серьезную угрозу рынку представляют и многие владельцы частных сетей АЗС, которые изо всех сил борются сейчас за свое вольготное существование.

Те, кто рискует заправляться на «небрендовых» заправках, использующих, в том числе и свои собственные производственные мощности, не всегда отвечающие современным требованиям или мощности соответствующих поставщиков, чаще могут «нарваться» на суррогатное топливо. А что случится в этом случае с вашим авто, думаю, объяснять не надо: станция техобслуживания – перебор мотора и всей топливной системы.

К сожалению, так называемые «независимые» АЗС часто используют и различные «контрафактные» схемы, которые позволяют продавать моторное топливо «мимо налогов», что позволяет нарастить сверхприбыль.

Налоги действительно высоки, никто не спорит, но вот апеллировать к тому, что все «независимые» АЗС такие «бедные и несчастные», я бы не стал: некоторые из владельцев таких небольших топливных компаний уже давно постоянно проживают за рубежом, вывезя туда свои семьи и в России, так сказать, ведут только бизнес.

Некоторые из них, в силу региональной специфики, связаны сейчас или были связаны с криминальной средой, для которой АЗС и все виды деятельности вокруг них, всегда были одним из основных источников доходов.

Некоторые из владельцев, что уж тут греха таить, используют разного рода социально активных и недовольных граждан с целью оказания давления на региональные власти, манипулируют информацией и людьми с целью осложнения обстановки на оптово-розничном рынке нефтепродуктов.

В Приморье, например, обстановка в этом смысле «аховая».

Там есть крупная региональная сеть (о ней говорил в интервью «Коммерсант FM» Игорь Сечин. – «Газета.Ru»), во главе которой стоит человек, одновременно являющийся президентом некоммерческой организации «Приморский топливный союз». Понятно, что, в результате, такого интересного совмещения должностей теоретически можно аккумулировать достаточное количество недовольных в формате союза и направить это недовольство в своих собственных интересах.

В Приморье не один такой игрок. Та же ситуация в Уссурийске

В общем, чистота частного розничного бизнеса в крае, когда его начинаешь проверять на связи с разными сомнительными организациями и сообществами, часто оставляет желать лучшего.

И вот, имея в виду эти самые риски, понятно, что, когда такие игроки топливного рынка через «независимые» топливные союзы обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!», надо очень внимательно смотреть, чего же требуют эти господа?

На самом деле, требования-то очень простые: по возможности, оставьте нас в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позвольте бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей. Конечно, доля «независимых» на рынке меньше, чем они провозглашают: не 60%, а 30%, но эти 30% влияют на ценообразование, так как их фактически поддерживает ФАС. Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причём, сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний. На том же приморском рынке цены формирует, как утверждают, именно «Октант», имея серьёзные преференции из-за локальных связей. А ВИНКи, чтобы не нарушать антимонопольное законодательство, вынуждены подстраиваться под эту региональную игру.

Любопытно, что в Приморском крае указанные частные сети закупают в четыре, а то и пять раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности - это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями.

С их помощью частные владельцы АЗС пытаются пролоббировать не только снижение оптовых цен, но и производство низкооктанового бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ.

В свою очередь, ВИНКи, которые готовы некоторое время даже работать себе в убыток, давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.

Та же «Роснефть» выдвинула целый ряд предложений: от переноса акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутно создавая качественную систему учёта и идентификации производителя топлива до возможности введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть, что, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым, «прозрачным» и т.д. Справедливым будет и более равномерное распределение нагрузки на добывающие компании по обеспечению внутреннего рынка – каждая компания может направлять на переработку не менее 17,5% добываемого сырья. И, в идеале, должна это делать: добывая 520 млн тонн нефти в год, Россия потребляет 90 млн (это и есть 17,5%). Выполнив такое условие, компании помогут избежать пресловутого дефицита, это и есть простое решение проблемы.

Вместо этого региональные участники рынка начинают банальный шантаж и властей и своих коллег - ВИНКов, угрожая забастовками, нарушением баланса поступления топлива на рынок и на производства, а это никуда не годится.

Причём этот шантаж проводится на тех площадках – вот, где Приморье опять «прорастает» - на которых сегодня идут весьма чувствительные для федеральной власти процессы предвыборного характера. Ситуация усугубляется, как говорится, на глазах…

ВИНКи априори - «системные игроки», у них нет противоречий с федеральной властью, да и с региональными властями возможные противоречия, как правило, сводятся на «нет». И ВИНКи предлагают адекватные меры по снижению цен, вполне себе рыночного, цивилизационного свойства. Так что было бы странно, если бы федеральная и региональные власти сейчас пошли на поводу у шантажистов, которые опосредованно настаивают именно на повышении цен для конечного потребителя.

И как тут быть с неоднократными распоряжениями президента РФ на совещаниях по вопросам развития ТЭК о том, что как раз интересы конечного потребителей, то есть простых граждан страны, ни в коем случае не должны быть ущемлены?

Алексей Мухин — генеральный директор Центра политической информации

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp