Стареющий автопарк: на вторичном рынке лидируют подержанные «Жигули»

Большинство автомобилистов России покупают старые Lada

Слушать
Остановить
Модели Lada заняли семь из десяти строчек рейтинга самых продаваемых подержанных автомобилей доступного сегмента, выяснили эксперты вторичного рынка. Лидеры среди более дорогих машин – седан Toyota Camry и внедорожник Land Cruiser. Люди не от хорошей жизни выбирают «Жигули», автопарк в России стремительно стареет и переломить эту ситуацию способен только рост доходов населения, считают экономисты.

Покупатели самых доступных на вторичном рынке автомобилей (стоимостью до 1 млн рублей) чаще всего выбирают Lada Priora, «ВАЗ-2114» Samara, Granta и Kalina, свидетельствует данные классифайда «Авито Авто» за шесть месяцев 2021 года. Единственная иномарка в пятерке наиболее востребованных на вторичном рынке бюджетных машин — замыкающий ТОП-5 Ford Focus.

Среди более дорогих автомобилей безоговорочно доминируют иностранные модели. В сегменте предложений ценой 1-2 млн рублей первое место занимает седан Toyota Camry. За ним следуют кроссоверы RAV4, Kia Sportage и Hyundai Creta. Если же ставка лота выше двух млн рублей, то в этом сегменте распространенность Toyota еще шире: первые три строчки рейтинга за Land Cruiser (всех поколений), Prado и более свежими и дорогими вариантами все той же Camry. Четвертое и пятое места – у BMW 5-series и Mercedes-Benz E-Class.

Статистика свидетельствует, что общий автопарк России продолжает стареть: россияне перепродают друг другу старые машины, а пополнение дорог новым транспортом в последние годы идет невысокими темпами, несмотря на масштабную государственную поддержку отечественного автопрома. К примеру, только в 2020 году на льготные программы покупки российских автомобилей государство выделило более 45 млрд рублей.

На вторичном рынке в самом доступном сегменте наибольшим спросом пользуются модели, снятые с производства либо ушедшие из России — как раз такие, как Lada Priora, Kalina, «ВАЗ-2107» и Ford Focus. Это свидетельствует о деградации автопарка в нашей стране.

В период с 2016 по 2021 год на один купленный в России новый автомобиль приходится в среднем 4 подержанных,

подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Объемы рынка новых машин в последние годы находились в пределах 1,3-1,7 млн штук в год, а подержанных – 5,2-5,5 млн. При этом средний возраст легковой машины по состоянию на начало этого года практически достиг 14 лет, а доля машин старше 10 лет с 2011 до 2021 года выросла с 51% до 59%, свидетельствуют данные агентства.

Автомобили, выставленные на продажу по объявлениям в интернете, в среднем оказываются еще старше. Средний возраст такой машины в 2021 году составил 14 лет и 10 месяцев, свидетельствуют данные исследования портала Drom.ru, проанализировавшего 1 млн объявлений о продаже машин. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на пять месяцев.

Структура парка легковых автомобилей в будущем неизбежно будет меняться, однако в среднесрочной перспективе расклад сил на вторичном рынке останется примерно таким же как сейчас, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«В перспективе трех-четырех лет ситуация точно останется такой же, как есть сейчас. В своем сегменте автопарка автомобили «АвтоВАЗа» составляют не менее половины, – объясняет Бургазлиев в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», — К сожалению, для многих людей покупка подержанной «Лады» остается единственной возможностью так или иначе обновлять машину».

Структура вторичного рынка будет меняться за счет подержанных автомобилей немецких и корейских марок в возрасте 7-10 лет, но изменения не будут взрывными, полагает он. Добиться существенного омоложения автопарка получится, если люди будут иметь финансовую возможность приобретать более дорогие и комфортные автомобили, считает доктор экономических наук Сергей Смирнов (НИУ ВШЭ).

«Резкий рост продаж машин во-первых может быть связан с резким ростом доходов населения. И второе – нормальная инфраструктура. Дорожно-транспортное хозяйство, автомагистрали, платные дороги», — делится мнением в беседе с «Газетой.Ru» Смирнов.

Вместе с тем, автомобильный рынок может очень радикально измениться вместе со сменой структуры потребления, считает экономист, – в пользу относительно дешевых и качественных такси, служб персональных водителей, общественного транспорта. Развитие этой отрасли тесно связано с техническим прогрессом и зависит от того, на сколько хватит запасов нефти, как пойдет развитие электромобилей, заметил ученый.

Поделиться: