Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ГИБДД собрала первый урожай скрытой слежки

Скрытые патрули ДПС оштрафовали в Москве 1,7 тыс. водителей

Столичная Госавтоинспекция подвела первые итоги скрытого патрулирования дорог и выслеживания нарушителей ПДД. Всего за полтора месяца закамуфлированные под обычных автомобилистов патрули ГИБДД задержали более 4 тыс. водителей, было составлено около 1,7 тыс. административных протоколов. По мнению экспертов, скрытое патрулирование – хороший способ заставить водителей соблюдать ПДД, но оно не должно превращаться в карательную операцию против автомобилистов.

С середины этого июня в автопарке столичного ГИБДД появились особые служебные патрули — автомобили без спецсигналов и цветографической раскраски. За это время инспекторы ДПС остановили свыше 4 тыс. машин, на их водителей составили около 1,7 тыс. административных протоколов за нарушение ПДД, сообщает Госавтоинспекция Москвы.

Так, 725 штрафов получили любители прятаться за чрезмерно тонированными стеклами, 257 автовладельцев управляли машиной с нечитаемыми или неправильно установленными номерами. Еще в 155 случаях инспекторы, патрулируя улицы на «гражданских» автомобилях, стали свидетелями проезда на красный свет, а 31 раз на их глазах лихачи двигались по встречной полосе. В 44 эпизодах оказались верными подозрения скрытых патрульных, что водители сели за руль в нетрезвом виде.

Техника работы правоохранителей при наружном наблюдении довольно простая: обнаружив нарушителя ПДД,

экипаж скрытого патруля передает по рации другим автоинспекторам данные: номер, цвет, марку автомобиля, направление движения машины, а также какой именно пункт ПДД нарушил водитель.

Непосредственно задерживают и составляют протокол обычные инспекторы, которые работают в паре с «наружкой» на привычных автомобилях ДПС. Проштрафившийся водитель даже не узнает, какой в реальности экипаж вычислил его проступок.

Впервые эксперимент со скрытым патрулированием ГИБДД начало в 2016 году. Однако претензии от автомобилистов на работу таких патрулей, отсутствие в ряде случаев фото- и видео-доказательств нарушений постепенно свели этот эксперимент на нет. Официально никто скрытое патрулирование не отменял, но как признали сами сотрудники ГИБДД, такой метод контроля за дорожным движением прекратился вплоть до возобновления этим летом.

Юристы отмечают, что процедура оформления нарушения ПДД, зафиксированного экипажем скрытого патруля, отличается от обычной схемы составления административного протокола на водителя за тот или иной проступок.

«В этом случае сотрудник ГИБДД, непосредственно остановивший нарушителя, не является очевидцем самого факта нарушения. Поэтому дело возбуждается на основании показаний инспектора, находившегося в составе скрытого патруля», — заявил «Газете.Ru» адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Водителям, которых обвиняют в нарушении ПДД, зафиксированном инспекторами «в штатском», юрист советует тщательно изучать все документы, которые предлагают подписать автоинспекторы.

«Особое внимание следует обратить на графу «Свидетели». В ней должны быть указаны полные данные автоинспектора, который непосредственно выявил нарушение.

Если в постановлении ГИБДД нет упоминания о сотруднике полиции, работавшем в скрытом патруле, можно смело заявлять о своем несогласии с решением инспектора ДПС и обжаловать его в суде.

В этом случае судья будет обязан отменить постановление. Ведь автоинспектор, составивший его, не видел факта нарушения, а сотрудник полиции, ставший его очевидцем, в материалах дела никак не фигурирует», — поясняет автоюрист.

Идея скрытого патрулирования не нова, но очередные правила проведения такого контроля за обстановкой на дорогах выводят ее на совершенно другой уровень, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Несколько лет назад, когда в ГИБДД только начинали такую практику, к скрытому патрулированию были масса претензий.

Автоинспектор останавливал водителя, сообщал ему, что несколько километров назад он якобы что-то нарушил – это было больше похоже на какой-то развод.

Теперь, когда даже используемые для скрытого патрулирования полицейские автомобили без спецсигналов оснащены видеокамерами, которые фиксируют факт нарушения, к нам, в «Синие ведерки» не поступало еще ни одной жалобы на ГИБДД», — заявил «Газете.Ru» координатор движения.

Скрытое патрулирование – хороший способ заставить водителей соблюдать ПДД, но оно не должно превращаться в карательную операцию против автомобилистов, считает Шкуматов.

«Ничего хорошего не получится, если скрытые патрули начнут постоянно дежурить около так называемых «дорожных ловушек», которых множество в Москве. В этом случае они очень быстро сами себя дискредитируют в глазах автомобилистов», — уверен эксперт.

Гораздо больший эффект, по мнению Шкуматова, даст привлечение инспекторов «в штатском» к борьбе с так называемым «опасным вождением». Все разговоры о необходимости введения серьезной ответственности для тех, кто подрезает других водителей, играет в «шашечки» на дорогах и прочее разбиваются о доказательную базу этого нарушения, уверен собеседник. При помощи стационарных камер видеофиксации крайне сложно понять, совершил водитель обычное перестроение или действительно «играл в шашечки» на дороге, замечает эксперт.

А скрытое патрулирование – самый действенный способ доказать факт «агрессивного вождения».

Видеозапись, сделанная на регистратор патрульного автомобиля без спецсигналов, позволит без особого труда понять, вызван ли тот или иной маневр водителя необходимостью уйти от столкновения или это обычное дорожное хулиганство, заключил Шкуматов.