Каждая третья из высокотехнологичных функций не используется более чем половиной автовладельцев даже в течение первых 90 дней пользования новой машиной, свидетельствуют данные ежегодного исследования американской маркетинговой компании J.D. Power & Associates.
К примеру, 61% американских автовладельцев сообщили исследователям, что никогда не использовали имеющиеся технологичные опции в их машинах, 51% из них мотивировали это тем, что считают подобные помощники ненужными.
Это касается не абсолютно всех инноваций. К примеру, возможность регулировать ускорение и замедление автомобиля одной педалью, напротив, заслужило похвалы у водителей. Подобная функция есть у некоторых электромобилей, в частности, у нового поколения Nissan Leaf.
Наибольший рейтинг по технологиям в 2021 году получил корейский премиум-бренд Genesis – 634 балла из 1000. За ним следуют Cadillac, Volvo, BMW, Mercedes-Benz и Hyundai. Tesla, набравшая максимальное количество баллов, выступала вне зачета по формальным признакам – компания Илона Маска запретила оценивать удовлетворенность потребителей во многих штатах США.
J.D. Power проводит такие опросы ежегодно на крупнейших рынках – в частности, в США и Китае. Причем автовладельцы в разных странах по-разному оценивают нужность и полезность электронных опций своих машин.
Если в США большинство респондентов признали полезной технологию электронного управления зеркалом заднего вида с трансляцией на него изображения с камеры, то в Китае у этой функции обнаружилось больше всего проблем.
При этом в некоторых современных автомобилях виртуальное зеркало превратилось из «игрушки» в технологически оправданную опцию, в частности, в новом внедорожнике Land Rover Defender эта функция позволяет добиться наиболее четкого обзора, поскольку и без того узкое заднее стекло стекло частично перекрыто массивной запаской на двери багажника.
Своеобразный лидер рейтинга бесполезных опций в США — управление автомобильной медиасистемой с помощью жестов рук. Проблемы с ее использованием отметил 41 автовладелец из 100. Авторы исследования отмечают, что ряд продвинутых опций становятся понятными пользователю и вовсе только после того, как дилер объяснит, как они работают — это касается, в частности, функции помощи при движении с прицепом.
В целом электронные «помощники» широко распространяются на сравнительно бюджетных автомобилях, к примеру, камеры кругового обзора стали доступны в максимальной комплектации кроссовера Hyundai Creta второго поколения, который летом вышел на российский рынок. Японская Subaru дополнила свою систему EyeSight системой распознавания лица, а Genesis внедрил камеры c биометрической идентификацией в средние стойки кузова нового кроссовера GV 60.
— отметила по результатам исследования исполнительный директор по человеко-машинному интерфейсу в JD Power Кристин Колодж.
Это нормально, если владельцы получают в результате нужное соотношение цены и качества, но некоторые функции многим владельцам кажутся пустой тратой, констатировала она.
Автовладельцы покупают автомобили с высокотехнологичными функциями по тому же принципу, что и последние модели iPhone – из-за желания иметь наиболее высокотехнологичный гаджет или продемонстрировать собственный статус, полагает основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.
«Очень многие потребители не пользуются всем функционалом автомобиля, но хотят, чтобы он в машине был, чтобы пользоваться им иногда или кому-либо продемонстрировать, — говорит Мосеев «Газете.Ru». — Соглашусь, что для многих потребителей подобные опции являются желаемыми, но не необходимыми».
Можно выделить несколько типов потребителей, выбирающих автомобили – кому-то из них наиболее важна мощность двигателя и скорость разгона, экономичность и прочие технические параметры, добавляет эксперт, другим наиболее важен дизайн экстерьера и интерьера. Все больше людей интересуются возможностью бесконтактной зарядки телефона, понимают удобство проекции информации приборов на лобовое стекло, предпочитают заказывать камеры кругового обзора.
Людей, интересующихся стоимостью владения, стало значительно больше, чем раньше», — делится наблюдениями Мосеев.
Высокотехнологичные опции в современных автомобилях могут предлагаться в пакете с другими, более необходимыми – в таком случае без них машину просто не получится приобрести, указывает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«Кроме того, человек может соблазниться на какую-то новацию, а потом понимает, что она ему не нужна, – объясняет Моржаретто «Газете.Ru». – Например, какое-то время назад многие автокомпании начали предлагать функцию автоматической парковки причем даже на машинах среднего класса.
Кому что
Это дорогая опция, но пользуются ей нечасто – в основном водители предпочитают парковаться самостоятельно, добавляет эксперт, меньше всего она востребована на персональных седанах и лимузинах, которыми управляют профессиональные шоферы.
«То же самое касается жестового управления медиасистемой. Я ездил на машине с такой функцией, магнитола в ней живет своей жизнью, и надо долго привыкать, как именно нужно махнуть рукой, чтобы, допустим, переключить музыку. Гораздо привычнее сделать это нажатием на экран», — заключил Моржаретто.