Toyota

1 12

Молодежные радости

Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado

Антон Ширяев

Когда производитель решает изменить портрет своего покупателя, дело добром обычно не заканчивается: и нового не находят, и старого теряют. Но так ли это в случае с обновленным Land Cruiser Prado, желающим понравиться более молодой аудитории?

Каким вам представляется покупатель Land Cruiser Prado? Лично мой портрет таков: не молод, консервативен во взглядах, ратует за семейные ценности, голосует за Путина, любит охоту, рыбалку, шашлыки с друзьями и концерты Григория Лепса, а в своей машине ценит надежность, ликвидность и солидность. Таких в стране уже несколько лет подряд набирается не менее 15 тыс., что делает Prado однозначным лидером своего сегмента. Более того, младший Land Cruiser более чем в два раза опережает ближайших преследователей-одноклассников. Добавьте к этому высокую маржинальность модели, и вы поймете, почему Land Cruiser Prado так важен для Toyota и с финансовой, и с имиджевой точки зрения.

Казалось бы, что тут напрягаться — сиди себе, считай купюры, заноси информацию о прибыли в годовую отчетность и расслабляйся. Но такой путь непременно ведет к поражению, поэтому в российском офисе Toyota непрерывно думали о том, как привлечь к Prado совсем иного покупателя. Того, кто Лепсу предпочитает DJ Леонида Руденко, вместо ружья берет с собой кайт-серфинг, а от машины ждет утонченности и премиальности. Рестайлинговый Prado, по идее, должен стать привлекательнее именно для этой категории клиентов. В теории. Ну а как теория соотносится с практикой, мне предстояло выяснить на дорогах острова Сахалин, где проходил тест-драйв обновленного внедорожника.

Не пытайтесь вглядываться в фотографии обновленного Land Cruiser Prado — ничего нового вы не увидите. Снаружи автомобиль не изменился ни на йоту.

Разве что рейлинги на крыше теперь доступны и для более дешевых комплектаций. Не заметить изменений и в салоне — они свелись к появлению нового цвета кожаной отделки. Теперь помимо бежевого и черного доступен и коричневый. В Toyota говорят, что среди клиентов велик запрос именно на такие оттенки, так как черный уже приелся, а светлый колер слишком непрактичен в наших условиях.

К сожалению, даже новая кожа не радует качеством: ни о какой премиальной мягкости речи не идет. Да и задники и боковины сидений все равно остаются черными. Разницу в оснащении заметит только фанат безопасного вождения: теперь для Prado доступна система RCTA, которая позволяет заглядывать за угол при движении с парковки задним ходом. Она дебютировала несколько лет назад на RAV4 и теперь пошла на повышение. Ее суть в том, что при помощи радаров системы мониторинга слепых зон электроника сообщит вам о приближении автомобиля сбоку. Очень важная и удобная штука, ведь задние стойки у Prado очень массивные — за такими не то что легковушка, «Газель» спрятаться может. Работает RCTA только при движении задним ходом на скорости до 8 км/ч.

Главное новшество, которое должно изменить восприятие Prado потенциальными клиентами, — новый дизельный двигатель.

Не секрет, что большинство больших внедорожников в России продается именно с дизелем. У Range Rover процент реализованных машин на тяжелом топливе приближается к 90%, у Audi Q7 — к 70%, а у BMW X — к 60%. Вот и 70% покупателей Prado предпочитают машину пусть и не с самым мощным, зато «тяговитым» и экономичным дизелем объемом 3,0 литра. Его-то и призван заменить новый 2,8-литровый двигатель. Это абсолютно новый, разработанный с нуля полностью алюминиевый дизель. От силового агрегата прошлого поколения в нем фактически ничего не осталось. Блок, головка блока, картер, балансирные валы, навесное оборудование — я не уверен, что в новом двигателе есть хоть что-то от старого.

И это здорово — старому двигателю уже сто лет в обед. Он не радовал ни высокой мощностью, ни экономичностью, ни тишиной. Зато радовал надежностью, которую новому силовому агрегату придется еще доказывать. Я не зря упомянул звук двигателя: более молодую аудиторию отпугивало тракторное тарахтение старого тойотовского мотора.

Поэтому при разработке нового дизеля японцы постарались бросить все силы на борьбу с шумом. Дело не ограничилось банальным увеличением толщины шумоизоляционных матов — японцы изменили порядок впрыска.

Если у большинства дизелей он осуществляется в три этапа: пилотный, основной и дополнительный, — то у нового мотора Land Cruiser Prado первые два этапа дублируются дополнительными впрысками. Пять этапов впрыска позволяет топливу сгорать равномернее, снижая взрывной характер горения. Это способствует уменьшению стука в звуке двигателя. По факту новый мотор не настолько уж и тише предыдущего — по замерам российского офиса Toyota разница составляет всего несколько децибел, но куда важнее, что у нового двигателя совсем другой тембр. Он действительно звучит куда благороднее, «по-легковому».

И это главное преимущество нового двигателя для клиентов. Потому как расход топлива сократился всего на 0,8 литра, мощность выросла на едва заметные 4 л.с., а момент — на более ощутимые 40 Нм. Впрочем «тойотовцы» не скрывают, что из мотора можно было легко выжать гораздо больше, но во главу угла инженеры поставили не отдачу двигателя, а его надежность. Логично, ведь приобрести новых клиентов, конечно, нужно, но и старых, ценящих Prado за надежность, растерять никак нельзя. И с этой точки зрения замена ремня ГРМ на цепь — еще один шаг в сторону долговечности и беспроблемности мотора. Работает в паре с новым мотором 6-ступенчатый «автомат», ранее доступный лишь для флагманской версии с 4,0-литровым бензиновым мотором. Теперь же с этой коробкой передач работают в паре и дизель, и младший бензиновый двигатель.

На ходу различия можно уловить, только если пересесть из машины со старым дизелем во внедорожник с новым мотором. Но у нас такой возможности не было, поэтому вывод прост: «Прадик» остался «Прадиком».

Он по-прежнему располагает к степенной езде по любому покрытию. Потому как кочки, ямы, волны и трещины в асфальте не могут сбить его с намеченного пути при движении по прямой. Тяги двигателя хватает, чтобы легко разогнаться до магистральных скоростей, но назвать Land Cruiser Prado спортивным или хотя бы динамичным язык не поворачивается. Возможности этой Toyota правильнее всего охарактеризовать как «достаточные». Водитель всегда может быть уверен, что ему хватит запаса тяги на обгоне, что он сможет уверенно и безопасно влиться в плотный поток, разогнавшись со въезда на магистраль. Но не более того, ведь время разгона до 100 км/ч не только не улучшилось, но и... стало больше на целую секунду: 12,7 против 11,7. Так что спорт — это не про Prado.

Причем к этому не располагает не только двигатель, но и шасси. Не забывайте, что младший Land Cruiser — один из представителей вымирающего вида честных внедорожников с рамой и неразрезным задним мостом. А это, помимо живучести и прочности, означает еще и высокий центр тяжести. Prado неохотно заходит в повороты, заметно кренится, а попадись в вираже крупная неровность, спрыгивает с траектории. В последнем нужно винить задний мост. Зато водитель «Прадика» не знает, что такое плохая дорога, так как машина позволяет легко поддерживать скорость, близкую к 100 км/ч, на любой дороге. Грунтовка, грейдер, остатки асфальта на затерянной в лесах дорожке местного значения — о смене покрытия информирует лишь картинка в лобовом стекле, стук камней по аркам да столб пыли в зеркалах заднего вида.

Еще раз спасибо консервативной конструкции говоришь, когда оказываешься на бездорожье: задний мост обеспечивает подвеске фантастический ход, а рама позволяет без страха за кузов и агрегаты падать на толстые бревна и камни.

Но поражает в Land Cruiser Prado не его проходимость, а то, с какой легкостью любой новичок справится с непреодолимыми на первый взгляд препятствиями. Вы просто включаете пониженную передачу, блокируете межколесный дифференциал сзади, активируете Crawl Contro — эдакий внедорожный круиз-контроль, включаете фронтальную камеру, выводящую на экран картинку с нарисованной на ней траекторией движения передних колес, — и направляете машину туда, куда хотите попасть. И она едет, несмотря ни на что. А если не едет, то значит туда вам ехать совсем не стоит. И вот тут-то мы приходим к главному выводу: Prado по своей природе не может понравиться хипстеру или яппи.

Вся конструкция внедорожников Land Cruiser подчинена одному — выживанию в трудных условиях. Их не напугать ни разбитыми дорогами, ни тяжелым бездорожьем, ни отсутствием сервиса, ни некачественным топливом, — а что еще нужно для выживания в России, не правда ли?

В этом и секрет популярности Land Cruiser в нашей стране. Что большого, что маленького. И глупо думать, что коричневая кожа, умный радар или двигатель с чуть более мелодичным звуком могут изменить ситуацию. Те, кто выбирает машину за мягкость кожи, благородный запах в салоне, инновационную мультимедиасистему, отточенную управляемость и тишину, как не смотрели, так и не посмотрят в сторону Prado. Зато можно порадоваться за тех самых любителей Лепса и охоты, что ездят на Prado сейчас: у них появился очередной повод поменять один Land Cruiser на другой Land Cruiser. Кстати, довольно частая замена среди клиентов этой Toyota.

Внедорожник доступен как с новым дизелем, так и с 4-литровым бензиновым мотором в 282 л.с. В зависимости от оснащения и числа посадочных мест — от 5 до 7 — цены на него варьируются от 2 млн до 3,4 млн руб.