Новости
Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Плата за присоединение к Чубайсу

РАО ЕЭС и ФАС хотят, чтобы новые потребители платили за подключение к электросетям, депутаты — против

РАО ЕЭС и ФАС хотят, чтобы новые потребители платили за подключение к электросетям. Депутаты готовы голосовать против. Плата за подключение необходима для инвестиционной программы сетевых компаний, однако открывает простор для махинаций, уверены эксперты.

РАО ЕЭС и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на парламентских слушаниях комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи поспорили с депутатами по поводу нового закона об энергетике. Энергомонополия и ведомство выступают за внесение поправок в законодательство по реформе электроэнергетики, которые вводят плату за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям. Парламентарии оказались резко против этого.

«Плату за технологическое присоединение необходимо сохранить, поскольку она крайне важна для выстраивания электросетевых структур», — уверял член правления РАО «ЕЭС России» Юрий Удальцов.

На плату за технологическое присоединение в энергохолдинге действительно сильно рассчитывают: ведь всего в период 2006–2010 годов РАО планирует собрать за счет нее 252 млрд руб.

Удальцов сообщил о намерении РАО вернуть плату за техприсоединение в виде поправок в законодательство (ранее эта норма уже была прописана в законе). Энергохолдинг нашел поддержку у ФАС — заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин заявил, что «плата за технологическое присоединение должна быть сохранена», правда, при выполнении определенных условий, таких как осуществление технологического присоединения через «одно окно» и регулирование техприсоединения государством.

У энергетиков был еще один важный довод: зампред Федеральной сетевой компании (ФСК) Александр Чистяков объяснил, что наличие платы не позволит сетевым компаниям отказывать потребителям в присоединении. Сейчас новые потребители ожидают подключения месяцами, однако Чистяков пообещал, что с принятием нового закона ситуация изменится. «Утвержденная инвестпрограмма Распределительной сетевой компании (РСК) и установленная плата за техприсоединение являются главным критерием наличия технической возможности. В этой ситуации РСК не может отказывать в присоединении», — подчеркнул он.

Однако депутаты «уточнили» энергетиков: оказалось, что плата может быть несоизмеримо велика. Так, руководитель комитета Валерий Язев поведал грустную историю о жалобе предпринимателей из города Калязина. Бизнесмены запросили разрешение на техническое присоединение мощности в объеме 3 МВт, однако получили от ФСК ответ, в котором говорится, что подключение такой мощности будет стоить 300 млн рублей. «Что равно по средствам строительству новой энергомощности в объеме 12 МВт», — развел руками Язев.

Аналогичная ситуация сложилась и в Москве, где уровень платы за технологическое присоединение превышает стоимость создания собственной мощности.

Депутаты в итоге заявили, что не будут голосовать за поправки в законодательство, предполагающие введение такой платы.

Однако совсем без платы обойтись сетям будет тяжело. «Плата за технологическое присоединение представляет собой инвестсоставляющую для развития РСК, — объясняет руководитель отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Наталья Порохова. — Фактически это альтернатива повышению тарифов на передачу электроэнергии». Необходимость инвестиций в распредсети, считает аналитик, действительно очень острая, распределительная инфраструктура в первую очередь «почувствовала» территориальные и качественные изменения спроса на электроэнергию.

Между тем размер такой платы может дать энергетикам большой простор для махинаций. «Это дает почву для злоупотребления и дискриминации новых участников рынка электроэнергии,— уверена эксперт ИПЕМ. — Именно поэтому необходим тщательный контроль со стороны тарифных и антимонопольных органов за установлением этой платы».

Поправки, по мнению аналитика, не должны сильно затронуть население.

Необходим льготный (субсидируемый государством) тариф для населения, малого бизнеса, а также для отраслей, значимых для экономики государства, считает Порохова. ФСК, впрочем, с этим соглашается, предлагая дифференцировать размер платы по категориям потребителей и генераторов, осуществлять госсубсидирование для отдельных отраслей, а также регулировать споры о размере платы в досудебном порядке, возможно, на площадке того же ФАС.

Окончательно судьба поправок к закону об энергетике решится уже совсем скоро — Дума рассмотрит его во втором чтении уже 16 октября. В рамках пакета поправок, кстати, есть и другие нормы: так, сетевым компаниям будет запрещено повторно взимать плату за техприсоединение к электросетям в случае, если сменился собственник — потребитель электроэнергии. Поправки предусматривают запрет на повторное взимание платы, если оборудование уже было однажды подключено — дополнительная плата может взиматься только в целях существенного улучшения электрообслуживания.

Кроме этого, поправки нацелены на изменение норм антимонопольного законодательства в электроэнергетике:

так, ФАС и РАО пытаются противостоять попыткам «Газпрома» занять доминирующее положение после реорганизации холдинга в июле 2008 года.

В частности, предлагается снизить долю монопольного игрока на энергорынке с 35% до 20% и рассчитывать ее не от ценовой зоны, а от зоны свободного перетока электроэнергии (таких зон в России 17). Поправки также касаются осуществления функций контроля в электроэнергетике после завершения реорганизации энергохолдинга — предполагается создать саморегулируемую организацию «Совет рынка», членство в которой будет обязательным для всех участников энергорынка.