Госдума своим решением ограничила полномочия Единой государственной автоматизированной информационной системе учета алкоголя (ЕГАИС). В итоге предложенных поправок в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оптовый оборот всего алкоголя, кроме импорта, выйдет из под учета системы. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, поправки оптимизируют объем и состав информации, содержащейся в ЕГАИС.
Предлагается также, что после одобрения поправок государство потеряет право устанавливать максимальный объем, не подлежащий учету в ЕГАИС, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для использования при производстве продукции, не содержащей спирта. Также фактически выйдет из под контроля системы использование спирта в технических целях и в случаях, не связанных с производством и оборотом спирта и алкогольной продукции.
Это решение стало итогом большой аппаратной войны вокруг системы учета алкоголя.
После того как стало понятно, что система не работает, ее стали перебрасывать от одного ведомства к другому.
Первыми от ответственности за «сырую» систему отказались Минсельхоз и Минфин. В результате за введение системы в строй стали отвечать налоговики. Исключить оптовую торговлю и ЕГАИС Минфин предлагал еще в конце мая 2007 года. За все время существования системы, с 2006 года из учета предлагалось изъять различные группы спиртосодержащей продукции: слабоалкогольные коктейли, вина, парфюмерию.
Полностью ЕГАИС не введена до сих пор. Как уже писала «Газета.Ru» в октябре, полное введение системы отложили до ноября 2008 года. Первыми ввели ЕГАИС производители и импортеры алкоголя – с 1 января 2006 года. Новых акцизных марок, благодаря которым должен был начаться учет, не было, потому что правительство не успело принять постановление, регламентирующее их выпуск. Это поставило алкогольную отрасль в крайне сложное положение: производство в январе--феврале было практически остановлено.
Алкогольный кризис, по подсчетам Счетной палаты, обошелся государственному бюджету в 15 млрд рублей.
С 1 июля 2006 года ЕГАИС ввели для оптовых продавцов, начал действовать и запрет на торговлю алкоголем со старыми акцизными марками. После чего с прилавков магазинов на несколько недель исчез импортный алкоголь.
В результате всех этих кризисов систему стали потихоньку сворачивать. Изначально она должна была защитить потребителей от контрафактной продукции: предполагалось, что ЕГАИС будет контролировать все этапы – от производителя спирта до точки продажи.
Однако затем от идеи распространить ЕГАИС на розницу отказались, поскольку власти явно испугались частых остановок продаж алкоголя.
«Сначала отказались от розницы, сейчас – от опта. В итоге остались только производители спирта и алкогольной продукции», – жаловался «Газете.Ru» администратор ЕГАИС ООО «Финская водка» Михаил Рассадин. Между тем на стадии производства контроль уже был. «До 2006 года существовали федеральные специальные марки», – отмечает Рассадин.
При этом сразу и производители, и эксперты отмечали неэффективность новой системы. Реальность показала, что эти предостережения были вполне оправданы. К тому же система принесла не только колоссальные убытки в 2006 году.
Она не выполнила свою главную цель — введение ЕГАИС не помогло защитить потребителей от поддельной продукции.
По данным Росстата, за 2006 год в России было произведено 119 млн дал алкогольной продукции, а продано 212 млн дал. Разница в 93 млн дал позволяет предположить, что треть рынка – это нелегальная алкогольная продукция.