Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Год перед рождеством цифры

Уходящий год познакомил телевизионщиков со вкусами зрителей

2007 год стал для отечественного телевидения переломным: цифровизация вещания заставит федеральные каналы поменять свою политику. Им пришлось соперничать с неожиданными конкурентами уже в уходящем году.

Уходящий 2007 год федеральным каналам дался непросто. Во-первых, предвыборная гонка смешивала планы, и приходилось тратить массу усилий на освещение политический событий в правильном русле, во-вторых, кабельное телевидение стало развиваться такими темпами, что «федералам» пришлось поволноваться.

Действительно, введение в стране цифрового вещания, контролируемое преемником президента Дмитрием Медведевым, может серьезно изменить телевизионный рынок. В 2007 году количество кабельных и спутниковых телеканалов стремительно росло, на наш рынок стали выходить мировые мейджоры кабельного телевидения. Поэтому отечественным телекомпаниям пришлось нащупывать ниши, которые будут максимально востребованы и сейчас, и в будущем. С технической точки зрения цифровизация в столице уже ощущается – большинство столичных домов подключено к современным кабельным сетям.

Если так пойдет и дальше, то федеральным каналам грозит серьезная конкуренция: уставшие от одинаковых Петросянов зрители предпочтут симпатичных зверушек и хорошее кино.

Кабельные каналы уже начали принимать активное участие в разделе рекламного пирога. В конце 2007 года крупнейший продавец телерекламы в стране – компания «Видео Интернешнл» – объявил, что заключил контракт с семьей каналов Discovery. Другой крупнейший селлер рекламы на ТВ – «НТВ Медиа» – уже получил права на продажу рекламы таких каналов, как, например, Jetix, Music Box, Ru.TV, НТВ+. Это должно принципиально изменить рекламный рынок. Если до сих пор основной проблемой телевидения была нехватка востребованных рекламодателями GRP (GRP, gross rating point, — сумма рейтингов всех выходов рекламных сообщений в рамках данной рекламной кампании – «Газета.Ru»), то в ближайшее время с увеличением числа доступных телеканалов увеличится и количество времени, которое можно будет купить под рекламу.

Федеральным каналам придется задуматься о серьезной конкуренции, к которой они совсем не привыкли.

Правда, пока все это лишь прогнозы. В 2007 году федеральные каналы достигли вполне достойных показателей и даже продемонстрировали ряд серьезных прорывов. Первый канал по-прежнему лидирует по общему количеству зрителей. По данным TNS Gallup Media, доля Первого в период с 1 января по 9 декабря 2007 года по России составляет 21,0%. Надо сказать, между Первым и телеканалом «Россия» возник значительный разрыв – второму каналу досталось всего 17,1%. С еще большим отрывом от Первого и даже от второго идет телеканал НТВ, который набрал 13,8% . Правда этот показатель оказался выше, чем в прошлом, 2006 году. По всей вероятности, завершение ребрендинга канала и появление на «четвертой кнопке» все более скандальных и «желтых» проектов привлекло к НТВ большее внимание телезрителей. На четвертом месте по популярности среди российских телезрителей оказался телеканал «СТС» – он получил долю в 8,9%, следом за ним идет «ТНТ» с долей 6,7%.

Правда, показатели по стране, как всегда, несколько отличаются от столичных показателей. В этом списке места в первой пятерке распределились так: «Первый» –19,5%, «Россия», – 15,6%, «НТВ» – 14,7%, «СТС» – 7,3%, «ТНТ» – 6,6%.

Однако показатели каналов в целом отражают не только реальное пристрастие телезрителей к тому или иному каналу, но и объективные технические причины этого пристрастия: несмотря цифровизацию, пока еще в немалой части регионов Первый и «Россия» остаются лидерами по охвату. Кроме того, именно первые два канала по-прежнему остаются мейджорами в производстве супердорогих проектов. Напомним, что все ледовые шоу появились только на первой и второй кнопках в силу того, что они с технической точки зрения являются очень дорогими проектами.

Именно поэтому Первый и «Россия» возглавляют и рейтинг лучших проектов года.

Правда, не с программами, а с фильмами и сериалами. На этот раз предпочтения жителей столицы и всей остальной страны совпали: все с таким воодушевлением посмотрели еще в начале 2007 года художественный фильм «Остров» Павла Лунгина, что ни один проект не смог перебить его рейтинг. Поэтому первое место в топ-10 занимает фильм «Остров» с долей 40,4% и рейтингом 17,9% по России и долей 46,2% и рейтингом 19,0% по Москве. Проект был показан по телеканалу «Россия».

Другой очень успешный проект канала «Россия» – телесериал «Ликвидация». Первые серии фильма побили все рекорды рейтингов, его продажи в видеомагазинах принесли создателям немалую прибыль. Однако и тут не обошлось без казуса: во-первых, российский сериал почему-то показали на Украине на три месяца раньше, чем в России, во-вторых, он занял второе уверенное место в рейтинге топ-10 по Москве (40,1% — доля, 18,3% — рейтинг), но совсем не попал в десятку лучших по России.

Именно «Ликвидация» и «Остров» в минувшем году стали главным уроком отечественным телевизионщикам.

Раньше они были уверены, что зритель не готов к умному кино. Впрочем, на этом триумф телеканала «Россия» завершается. Из десяти самых рейтинговых проектов по Москве второй канал занял только две вышеперечисленные позиции, а по России — три: на первом месте «Остров», а на седьмом и восьмом – фильм «Властелин колец: возвращение короля» (доля – 33,3%, рейтинг 13,8%) и сериал «Сонька Золотая Ручка» (доля — 37,9%, рейтинг – 13,6%).

Первый канал не добился первого места в топ-10, зато получил в два раза больше строчек в рейтинге. Пять по Москве (причем сериал «Диверсант» занял два места – третье и девятое). В стране же Первый смотрело еще больше телезрителей – шесть топовых позиций, здесь «Диверсант» оказался и на втором, и на четвертом местах.

Помимо Первого и «России» в топ-10 проектов 2007 года вошел только телеканал «НТВ». Причем и в Москве, и в стране в целом популярностью пользовались самые скандальные проекты «четвертой кнопки». Программа «Чистосердечное признание» оказалась на шестом месте по Москве (доля — 35,1%, рейтинг — 15,6%), на седьмом месте по столице «Русские сенсации. Неизвестная Пугачева» (доля – 34,5%, рейтинг – 15,3%), а на последнем — «Чрезвычайное происшествие. Обзор за неделю» (доля – 33,1%, рейтинг – 14,9%). Из всех этих полюбившихся москвичам проектов жителям всей остальной страны понравилось только «Чистосердечное признание», которое оказалось на пятом месте в топ-10 по России с долей 33,3% и рейтингом 14,5%.

Между тем в 2007 году наметилась и другая тенденция. В ряду федеральных каналов появились новые игроки – всерьез заявили о себе созданный в 2006 году «Петербург – 5-й канал» и созданный ВГТРК круглосуточный информационный канал «Вести». За время своего существования «Петербург – 5-й канал» выиграл конкурсы на частоты практически во всех городах страны, включая Москву. Канал за год собрал рейтинг 0,7%, что для канала, только начавшего работать, очень значительный результат. Отметим, что телеканал «Звезда», так же претендующий на федеральный масштаб и появившийся раньше «Петербурга – 5-го канала», показал почти такой же результат. На этом фоне круглосуточный информационный канал «Вести» (ВГТРК) набрал пока всего 0,3% доли и оказался на последнем месте из всех существующих общедоступных телеканалов. Впрочем, он начал вещать не с начала года, так что, возможно, в следующем году его показатели окажутся выше.

В целом показатели федеральных каналов оказались неплохими: несмотря на накопившуюся усталость телезрителей от однообразных программ, они по-прежнему предпочитают проводить свой досуг у телевизора и отдают чаще всего предпочтение все-таки именно общедоступным каналам. Однако вполне вероятно, что, подводя итоги 2008 года, говорить придется уже о более широком списке общедоступных телеканалов – по крайней мере, увеличение числа таких каналов является главной целью цифровизации вещания. Тогда и станет понятно, насколько сильна любовь телезрителей к первым кнопкам.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp