Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Связьинвест» создает конкурента «большой тройке»

«Связьинвест» собирается объединить в единую компанию свои региональные активы

«Связьинвест» собирается объединить в единую компанию свои региональные активы. Это позволит создать нового крупного межрегионального сотового оператора. Но издержки на объединение могут перекрыть положительный эффект от реорганизации.

Холдинг «Связьинвест» разрабатывает план создания единого оператора на базе входящих в него межрегиональных компаний (МРК), оказывающих услуги фиксированной и мобильной связи, а также доступа в интернет. Об этом в четверг заявил глава холдинга Александр Киселев.

«Центром объединения, на наш взгляд, может быть только сам «Связьинвест», — сказал Киселев, отметив, что ни брэнд, ни компания, на базе которой может произойти объединение, в стратегии не прописаны.

Владимир Жилонкин, заместитель генерального директора «Связьинвеста», пояснил «Газете.Ru», что цель реформы — предотвратить конкуренцию МРК между собой. Кроме того, он подчеркнул, что создание единого оператора — только один из возможных вариантов преобразования холдинга, хотя и отказался назвать, какие еще проекты реорганизации рассматриваются.

Разговоры о преобразования «Связьинвеста», доставшегося государству в наследство от Советского Союза, ведутся уже более 10 лет. Первоначально холдинг планировалось приватизировать: в 1997 году государство продало 25,1% «Связьинвеста» за $1,8 млрд Джорджу Соросу и Владимиру Потанину. Потом Сорос называл эту инвестицию «худшим вложением денег за всю жизнь». В 2004 г. Сорос продал 25% «Связьинвеста» за $625 млн Леонарду Блаватнику и Виктору Вексельбергу. А в декабре 2006 г. собственником пакета стал «Комстар-ОТС» (подконтрольный АФК «Система»), заплатив за него $1,3 млрд. Вопрос приватизации оставшихся 75% минус 1 акция компании не решен до сих пор. В сентябре этого года глава Минкомсвязи Игорь Щеголев заявил, что «государство в настоящее время не ведет работу по подготовке к приватизации телекоммуникационного холдинга «Связьинвест».

Кроме того, в 2006 году Минэкономразвития подготовило несколько сценариев по реорганизации «Связьинвеста» (созданиеединого оператора, укрупнение МРК путем их слияния, выделение в независимую компанию оператора дальней связи «Ростелеком»), но ни один из них не получил дальнейшего развития.

Жилонкин считает, ни один из путей реорганизации «Связьинвеста» не помешает приватизации холдинга, но в условиях кризиса государству будет невыгодно продавать данный актив.

Пока что неясно, будет ли создана на базе МРК единая компания по всем услугам связи или появятся отраслевые операторы по отдельным услугам, отмечает аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. С точки зрения фиксированной связи, объединение МРК неконструктивно, так как местные компании более гибко реагируют на ситуацию в регионах, считает эксперт.

А вот «объединение мобильного бизнеса МРК наоборот оправдано, так как позволит экономить на масштабах», говорит Погребинский.

После слияния в России появится крупный региональный оператор, сопоставимый с Tele2 (около 10 млн абонентов).

Правда, вырасти до масштабов «большой тройки» («Вымпелком», «Мегафон», МТС) такой оператор не сможет, так как он не представлен в столицах, говорит эксперт. «Но, объединив усилия, МРК будет проще противостоять экспансии «большой тройки» в регионах: чем больше размер, тем легче конкурировать», — отмечает Погребинский.

На телекоммуникационном рынке есть тенденция к слиянию активов, добавляет аналитик J`son & Partners Андрей Щека. В пример он приводит объединение под одним брендом «Билайн» услуг сотовой связи («Вымпелком»), доступа к интернету («Корбина-Телеком») и услуг корпоративной связи (Golden Telecom).

При этом, оба опрошенных «Газетой.Ru» аналитика полагают, технически произвести объединение МРК будет крайне сложно. По мнению Щеки, понадобится исключительно высококлассный менеджмент, чтобы объединить эти компании без потери эффективности бизнеса. А Погребинский полагает, что издержки на слияние МРК превысят положительные последствия реорганизации.