«Конечно, наши планы будут корректироваться рынком авиаперевозок. Сегодня ситуация там очень плохая. Ряд компаний прекратили свое существование, перевозчики уменьшают объемы. Думаю, в первом квартале мы в связи с этим уточним планы производства самолетов», — заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров проходящей в Бангалоре международной авиакосмической выставке «Аэро Индия-2009», предает «Интерфакс». Как ранее писала «Газета.Ru», в наступившем году эксперты прогнозируют падение объемов перевозок на 10–20%.
На дальнейшем развитии гражданского авиастроения скажется и 15-процентное секвестирование бюджета отрасли. Глава ОАК заявил, что готовится предложение по снижению финансирования ряда программ в пользу приоритетных,
к которым относятся выпуск «Сухого Суперджет 100», разработка ближне- и среднемагистрального МС-21, модернизация Ту-204МС и создание ближнемагистрального широкофюзеляжного самолета. К этому списку может добавиться и военно-транспортный Ан-70, правда, лишь в том случае, если российская и украинская авиапромышленность начнут процесс интеграции. «Мы давно заявляли украинской стороне, что если вопрос интеграционный будет сдвинут с мертвой точки и мы увидим четкие планы по интеграции украинского авиапрома с ОАК, то мы сможем пересмотреть свою стратегию и найти место для Ан-70», — подчеркнул Федоров.
Пока бюджетное финансирование играет определяющую роль в функционировании корпорации. Положение может измениться не раньше, чем через 2–3 года, когда ОАК намерен провести публичное размещение, необходимое для привлечения средств на развитие компании.
В зависимости от ситуации на фондовом рынке IPO планируется провести в 2011–2012 году. «Сейчас стадия формирования ОАК, реанимации ОАК — нужна господдержка. С 2011 года начнется другой этап, когда нужно сокращать государственное финансирование», — пояснил Федоров. Сейчас дополнительные финансы ОАК попытается получать за счет сдачи в аренду части своих производственных площадей. Для организации совместной работы предприятие будет объединять на одной территории специалистов разных фирм, входящих в ОАК, а освободившиеся сдавать. Правда, по признанию Федорова, ситуация на рынке недвижимости ухудшилась, и сейчас уже нет очереди из инвесторов, претендующих на освобождаемые площади.
Согласно программе развития, к 2025 году ОАК должна выпускать 260–280 гражданских самолетов в год и войти в тройку мировых лидеров авиастроения. Достичь этого планировалось ежегодным приростом объемов производства на 30%. Расчеты эти не оправдались с самого начала, в 2007 году вместо запланированных 12–16 самолетов корпорация реально поставила пять. В 2008-м вместо 15–19 произвела 11. Если в 2009–2010 годах планы производства также снизятся, счет самолетам может уже пойти на единицы. Впрочем, пока руководство ОАК рассчитывает все же сохранить положительную динамику.
Но
о мировом лидерстве, как это заявлялось при создании ОАК, в корпорации уже не вспоминают. Крупнейшие авиастроители мира – европейский Airbus и американский Boeing – сейчас ежегодно выпускают по три-четыре сотни самолетов ежегодно.