Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Это будет тот же самый «Огонек»

Интервью с главным редактором журнала «Огонек» Виктором Лошаком

В понедельник возобновляется выход журнала «Огонек». О том, что ждет читаталей, «Газете.Ru» рассказал главный редактор издания Виктор Лошак.

— «Огонек» был в простое 4 месяца. Не боитесь, что читатель вас подзабыл, а подписчик обиделся?

— Читатель нас не забыл. Я это точно знаю. По заинтересованным звонкам в редакцию в течение всех этих четырех месяцев. У «Огонька» было и есть ядро читателей, которые отдают предпочтение нашему журналу уже не в первом поколении. Для них перерыв оказался очень болезненными. Не остановись журнал, я бы и не подозревал, как много людей ощущают «Огонек» частью своей жизни.

У кого-то из подписчиков есть и обида, поэтому самое важное после выхода вернуть доверие читателя. Наивно говорить, что приостановка произошла не по вине журналистов и главного редактора. Людям до этого дела нет, и это правильно. Возвращать доверие тяжело не только в журналистике. Во всяком случае, мы готовимся к длинному пути.

— Подписчики могут получить компенсацию?

— Да, сейчас мы обсуждаем, какая может быть компенсация нашим подписчикам. Этот вопрос не совсем в моей компетенции, но, думаю, надо вернуть деньги за подписку, и еще мне хотелось бы, конечно при финансовой возможности, продлить им подписку.

— Как журналисты пережили приостановку издания?

— Журнал — живой, ранимый организм, здесь все тонко. Я написал авторскую колонку к выходу журнала, рассказал о своих ощущениях. Странно, когда ты видишь и чувствуешь события, понимаешь, как нужно их препарировать для журнала, то есть тебя бьет током событий, но без журнала ты ничего не можешь поделать. Не можешь этот ток заземлить.

— Причина, по которой был приостановлен выход журнала?

— Причина простая. «Огоньком» владела компания «Телекоминвест» — крупнейшая питерская телекоммуникационная компания. Сейчас, спустя три года после нашего сотрудничества, не могу сказать, что у меня к ним есть хоть какая-то претензия. Они были весьма корректны, доверяли мне. Компания была продана известному бизнесмену Алишеру Усманову, владеющему издательским домом «Коммерсантъ» и другими медийными активами.

— «Телекоминвест» продал журнал из-за проблем с финансами?

— Нет, продажа журнала никак не связана с нынешним кризисом. Сделка произошла еще в докризисное время. Новому владельцу отошел вместе, например, с крупным пакетом «Мегафона» и бренд «Огонек». Естественно, что новому собственнику были интересны прежде всего коммуникационные активы. Четыре месяца ушло на то, чтобы было принято решение — нужен или не нужен «Огонек». К счастью, Алишер Бурханович с уважением отнесся и к истории, и к самому журналу, и сейчас мы встроены в издательский дом «Коммерсантъ». Все долги журнала погашены.

К сожалению, нас заранее не предупредили о продаже. Все произошло реактивно быстро. Мы не были готовы к такому повороту событий. Какое-то время мы продолжали выпускать журнал на собственные доходы, но параллельно копились долги, и вскоре они достигли критической отметки. В итоге выпуск был приостановлен.

— Теперь у вас новый собственник, ставит ли он условия по окупаемости издания? У вас есть бизнес-план?

— Новый собственник, конечно, вправе поставить задачи, продиктованные кризисом. Но пока стояла задача стартовать. Есть принципиальная договоренность с «Коммерсантом»: мы будем делать тот «Огонек», к которому привыкли его читатели. Да, это будет тот же самый «Огонек». Но в нем, безусловно, появятся новые рубрики, новые авторы и, как говорится, по ходу пьесы мы будем обновляться и внешне, и по содержанию, с учетом уже имеющихся у издательского дома журналов «Власть» и «Деньги».

— Не планируете расширять аудиторию читателей?

— Исследования показывают, что большие сегменты нашей аудитории — это люди в возрасте 45+ и 17+. Это говорит о том, что «Огонек» — журнал семейного чтения. Покупают его родители, сами читают, детям дают. Хотелось бы мягко омолодить аудиторию. Понятно, что сегодняшним молодым больше присуще клиповое сознание — скорее, познание через картинку, а не текст. К сожалению, большинство наших авторов заточены на слова. Тем не менее мы будем понемногу менять соотношение текста и картинки в пользу последней. Как и любой главный редактор, я планирую жизнь журнала, но в чем-то надо просто следовать за брендом. Бренд, я не раз говорил, сильнее журналистов. Бренд напитывается мыслями, историями, переживаниями, всем тем, что составляет нашу жизнь. Взять и сделать из «Огонька» журнал для молодых и богатых, или для офисных служащих, или для бухгалтеров невозможно.

Можно только опустить бренд ниже плинтуса, что и было сделано в 2004 году. Я тогда ушел с поста главного редактора, это была громкая история, но потом собственники одумались… Так я опять вернулся в «Огонек».

Собственно, за всю историю отечественной журналистики есть лишь один пример, когда бренд удалось радикально изменить. Это «Комсомольская правда».

— Какая рубрика будет визитной карточкой «Огонька»?

— Визитных карточек несколько: «Герои недели» или, например, новая рубрика о жизни в рунете — «Ключевые слова».

Визитной карточкой «Огонька» всегда были его авторы. Костяк авторов, несмотря ни на что, сохранился. Нам по-прежнему будет писать Михаил Жванецкий, он печатается только в «Огоньке». Назову такие имена, как Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников

— На какого читателя вы ориентируетесь?

— После смены собственника начались исследования нашей аудитории, и в скором времени менеджмент издательского дома и редакция встретятся и обсудят, надо ли переориентировать «Огонек». Конечно, если бы издательский дом принимал решение о покупке «Огонька» в стабильной экономической обстановке, то сначала, естественно, были бы проведены исследования, потом коммерческий расчет и только потом уже произошел бы перезапуск журнала.

— Рекламный рынок бумажных СМИ сократился чуть ли не на 40%. Чем вы привлекательны для рекламодателя?

— «Огонек» рассчитан на образованных людей среднего класса. Это журнал «общего интереса», журнал для семейного чтения. В этой нише такие бренды, как журналы «Тайм», «Пари Матч», «Ньюсвик», «Штерн» и «Шпигель». Мы не такие уж плохие клиенты для рекламной службы «Коммерсанта», в чьем профессионализме я не сомневаюсь. Ниша, безусловно, сложная, заполненная. Ужасно, что все это происходит на фоне кризиса. Но никто в мире не доказал, что такого рода журналы не могут иметь коммерческого успеха.

— Как кризис повлияет на выбор тем?

— «Огонек» не ставит своей целью быть трагическим путеводителем по кризису. Мы, скорее, работаем с настроениями людей, и я, как главный редактор, против упаднических настроений, они и без того в избытке присутствуют в обществе. Нужно давать людям горизонт, какой-то ориентир для движения вперед, а не загонять их в угол. Нужно говорить о том, что в любом случае в жизни есть много замечательного и это никуда из нее не ушло, что есть вечные ценности, в конце-то концов, и они от кризиса не зависят. Задача журнала не обесточить читателя, а придать ему энергию.

— Вам не кажется, что с задачей нагружать людей позитивом неплохо справляются государственные СМИ?

— Знаете, команда «Огонька» не изменилась, у него прежний главный редактор. Я знаком читателю и как главный редактор «Московских новостей», так что никто от меня не ждет фальшивого, дурацкого оптимизма. В моем случае это было бы равно пересадке мозга.

— Для завоевания аудитории многие издания вынуждены уходить в «желтуху»…

— Я внимательно слежу за основными еженедельными изданиями в России и в мире. Бульварная массовая пресса тоже бывает высокопрофессиональной — «Бильд», «Московский комсомолец»… Это во-первых. Второе. Немного желтой краски в общей палитре показано многим изданиям, в том числе и «Огоньку». Плохо, когда издание совершенно бесполое и пугается, как старая дева, всего, что связано с этим. Вопрос не в том, что писать, а как об этом писать. Если ты пишешь как профессионал, как собеседник — это один вариант. Если писать, заглядывая в замочную скважину, — другой.

— Ваши прямые конкуренты?

— Это, прежде всего, «Итоги», «АиФ», «Ньюсвик» и, как ни странно, «7 дней».

— Что есть у «Огонька» такого, чего нет у других?

— «Огонек» хорошо написан, «Огонек» разнообразен, «Огонек» порядочен. В «Огоньке» лучшие авторы, лучшие публицисты! «Огонек» внимателен к человеку. «Огонек» по-настоящему общенациональное издание, нас интересует жизнь в провинции. Мы публикуем материалы о России. Не так, знаете, глядя из Лондона или глядя из пентхауса на Садовом...

— Как считаете, увеличить тираж — задача реальная?

— Меня 20 лет преследуют вопросом: вот когда «Московские новости» возглавлял Егор Яковлев, тираж был 2,5 млн экземпляров, при вас — 120 тысяч. Вот при Виталии Коротиче тираж «Огонька» достигал 3 млн, а сейчас 70 тысяч. Я обычно отвечаю так: тогда были годы революции, был всплеск эмоций, люди искали правды и открытий. Сейчас другая жизнь.

Второй аргумент: никогда в истории страны не повторится ситуация, когда больной оплачивал услуги своего могильщика. И «Московские новости», и «Огонек» оплачивались из кассы КПСС. Каждым своим номером мы загоняли этого больного в гроб. Так что повторить успех по тиражам, скорее всего, не получится.

— Если тираж перестал быть универсальным измерителем эффективности журналистского труда, тогда что?

— Конечно, продажи рекламы, тиражей. Но еще и цитируемость, и доверие читателей. У каждого журналиста есть своя «референтная группа» — жена, дочь, друзья, круг людей, которым ты доверяешь. По понедельникам, когда номер вышел, должно быть не стыдно смотреть им в глаза.

Новости и материалы
В Армавире пенсионерка избила соседа самурайским мечом
В Запорожье слышны взрывы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
У Курильских островов произошли два землетрясения
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
Все новости