После пятнадцатимесячных переговоров о слиянии объявили два крупных европейских перевозчика — британская British Airways и испанская Iberia Lineas Аereas de Espana SA. «Слияние приведет к созданию сильной европейской авиакомпании, конкурентоспособной в условиях XXI века. Обе авиакомпании сохранят свои бренды и свою идентичность, укрепившись при этом за счет объединения усилий», — заявил исполнительный директор British Airways Уилли Уолш.
Как говорят эксперты, британцы давно хотели получить контроль над Iberia. «Сразу после слияния Air France c KLM эта связка вырвалась на ведущие позиции в Европе, — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. — Вот и «бритиши» тоже решили укрепить свои позиции».
Iberia для British Airways — хороший выбор. У этой испанской авиакомпании мощные позиции на трансатлантических рейсах в Южную Америку. А это прибыльное направление, говорит Пантелеев. Сделку предполагается завершить в течение первого квартала будущего года.
Объединенная BA-Iberia будет иметь выручку примерно $22 млрд, выполнять рейсы более чем в 200 точек на более чем 400 самолетах.
По словам Уилли Уолша, экономический эффект от объединения выразится в росте прибыли на 400 млн евро на пятый год после слияния: две трети от этой суммы составит сокращение издержек, одну треть — рост доходов. Штаб квартира авиаперевозчика будет находиться в Лондоне, но зарегистрирован он будет в Испании. Нынешний руководитель Iberia Антонио Васкес получит пост главы совета директоров. И British Airways, и Iberia сохранят статус брендов и собственные хабы в Лондоне и Мадриде. Акционеры British Airways получат 56% в навой компании, акционеры Iberia — остальные 44%.
Слияние авиакомпаний — мировой тренд. В прошлом году Deutsche Lufthansa поглотила Austrian Airlines, Brussels Airlines и BMI British Midland Airlines, а Air France-KLM приобрела миноритарный пакет в итальянской Alitalia. Механизмы слияния разные. Также Lufthansa скупала пакеты акций. У Air France c KLM слияние было довольно мягким, оба перевозчика сохранили за собой статус национальных перевозчиков. Так же поступили и BA с Iberia.
Если бы компании создали единый бренд, каждая из них потеряла бы статус национального перевозчика и непонятно, как перевозчики летали бы в другие страны, в том числе в Россию.
Механизм прямых авиационных межправительственных соглашений не предусматривает существования наднациональной компании. «Именно поэтому недавно Минтранс запросил австрийские власти о статусе Austrian Airlines, которые попали под крыло Lufthansa», — говорит Пантелеев.
В российской авиаотрасли сделки слияния сейчас не актуальны. Крупным перевозчикам, таким как «Аэрофлот» или «Сибирь», покупать конкурентов внутри страны, обремененных из-за кризиса долгами только ради маршрутной сети себе дороже.
Консолидацией в российской авиаотрасли теперь в основном занимается само государство. Например, создается амбициозный, но пока довольно туманный проект «Росавиа». Сливаться с зарубежными нашим авиакомпаниям тоже сложно: мешает несовершенное российское законодательство. В свое время авиакомпания «Красэйр» братьев Абрамовичей купила венгерский Malev, но теперь «Красэйр», когда-то входивший в состав альянса AirUnion, сам банкрот, такой же как венгерский перевозчик.