На первом этапе реализации концепции (2010–2012 годы) власти планируют снизить уровень потребления алкоголя на душу населения на 15% и уменьшить уровень потребления крепких спиртных напитков в структуре потребления алкогольной продукции. Сейчас водка и ликероводочные изделия составляют половину всего потребляемого спиртного.
Второй этап (2013–2020 годы) должен завершиться «снижением уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%,
а также созданием условий для дальнейшего постоянного снижения потребления алкогольной продукции».
Изменится и ценовая политика. С 1 января 2010 года в России ввели минимальную цену на водку: установлена минимальная цена за бутылку 0,5 литра — 89 рублей. Фиксированную цену правительство рассматривает в качестве одного из рычагов давления на теневой рынок.
Другой рычаг — введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя. К 2020 году теневой алкорынок должен быть ликвидирован полностью, утверждается в концепции.
Бороться с «зеленым змием» планируется не только экономическими методами и с помощью ужесточения Уголовного кодекса, но и «внедрением программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни». Но эти программы будут приниматься с поправкой на менталитет россиян — «с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций)».
Запланировано также резкое ограничение рекламы алкогольной продукции.
По мнению члена комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктора Звагельского, несомненным плюсом антиалкогольной кампании является желание властей ужесточить законодательство в части продажи алкоголя несовершеннолетним, а также cвернуть рекламные акции, пропагандирующие алкоголь. «В противовес необходимо провести кампанию по популяризации здорового образа жизни», - считает Звагельский.
Маловероятно, что правительственная концепция поможет россиянам хоть как-то завязать с алкоголем, полагают эксперты. «Снизить потребление алкоголя на душу населения более чем наполовину за 10 лет не получится, концепция должна быть рассчитана минимум на смену двух поколений россиян», — говорит гендиректор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаэлян.
К тому же в официальных данных сейчас не учитывается тот алкоголь, который нелегально производится и реализуется через торговую сеть. Не подвластны статистике и масштабы самогоноварения. Так что реальный объем потребления на душу населения гораздо выше, уточняет Микаэлян.
Основной производитель и поставщик нелегальной водки — северокавказские республики, поэтому власти будут обязаны решить и эту проблему, а она очень непростая,
добавляет глава экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Без достойного уровня жизни россиян и приемлемых условий ведения бизнеса антиалкогольная программа правительства также будет пробуксовывать, считает Данилов-Данильян.
Идея фиксации цены на водку ошибочна, убежден Микаэлян. «89 рублей за поллитровку — это много, такая цена на руку самогонщикам, они теперь активизируются, получив возможность продавать свое зелье почти вдвое дешевле «законной» водки», — считает эксперт. С другой стороны, фискальный аппарат и правоохранительная система по численности превышают сейчас армию и могли бы искоренить самогоноварение, полагает эксперт.