Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

РЖД сдает «дочек»

РЖД хочет привлечь 100 млрд рублей, продав акции сразу 30 дочерних компаний

Российские железные дороги (РЖД) в течение трех ближайших лет собираются привлечь как минимум 100 млрд рублей, продав акции сразу 30 дочерних компаний. Это позволит РЖД заткнуть дыры в бюджете, но о развитии речи не идет, говорят эксперты.

Железнодорожная монополия, за последние два года не раз «резавшая» свою инвестпрограмму из-за низких доходов, надеется на приток частных инвестиций. Для этого уже в течение ближайших трех лет компания готова продать акции сразу 30 «дочек», признался президент РЖД Владимир Якунин во время форума Russia Business Roundtable.

Самые привлекательные активы, по мнению Владимира Якунина, это Первая грузовая компания (ПГТ) и «Трансконтейнер». Компании действительно большие и приносят РЖД немалые доходы. Но, продавая акции в этих компаниях, РЖД оставляет за собой контроль: в «Трансконтейнере» РЖД собирается продать 50% минус две акции, в Первой грузовой компании — до 35% минус две акции. Бумаги этих двух компаний президент РЖД Владимир Якунин собирается продать в ходе IPO.

Кроме того, на продажу до 2012 года будут выставлены до 50% минус две акции таких компаний, как «Элтеза», «РЖД-Строй», Калужский завод «Ремпутьмаш» (предварительно ему будут переданы акции шести региональных заводов «Ремпутьмаш»). Также РЖД планирует продать контрольные пакеты (100% минус одна акция) в ряде вагоноремонтных заводов и в ОАО «Рефсервис».

Из всего перечисленного ПГК и «Трансконтейнер» — самые привлекательные активы, признают эксперты. Это крупные компании, занимающие существенную долю на рынке.

Кроме частных операторов и профильных инвесторов они могут заинтересовать и портфельных инвесторов. Контейнерные перевозки имеют большую перспективу, учитывая географическое положение России, поэтому эти компании всегда будут востребованы на рынке.

Стратегическим инвесторам — особенно крупным частным операторам грузовых вагонов — интересны могут быть и вагоноремонтные активы РЖД. Это показали проведенные ранее аукционы по продаже вагоноремонтных предприятий. «Это небольшие заводы, поэтому РЖД не страшно от них избавляться, и здесь как раз могут появиться стратегические инвесторы», — говорит директор аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго.

«Элтеза», «Ремпутьмаш» и «РЖД-Строй» уже не такие простые активы, они могут заинтересовать только профильных инвесторов», — говорит гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Например, «Ремпутьмаш» может быть интересен компаниям, специализирующимся на ремонте и строительстве пути. «Акции «дочек» разойдутся по рукам портфельных инвесторов, рассчитывающих на то, что акции рано или поздно вырастут в цене», — возражает Шаго.

Не исключено, что некоторые «дочки» не удастся приватизировать с первого раза. Так, не особо привлекателен «Рефсервис», который РЖД продают, по сути, целиком. По словам Шаго, «срок жизни этой компании ограничен, через какое-то время она перестанет существовать»: вагонный парк для этой компании уже не производится, и сейчас она «докатывает старый подвижной состав».

«Дочки» продаются в рамках реформирования железнодорожной монополии. Но РЖД решили ускорить этот процесс, и не от хорошей жизни.

Инфраструктура монополии требует серьезных капвложений, и в условиях ограничения роста тарифов компании неоткуда взять деньги. Внешние займы не решают проблему: эти деньги рано или поздно надо отдавать. «Так что вырученные от продажи «дочек» средства будут хорошим подспорьем в рамках реализации инвестпрограммы РЖД, — говорит Саакян. — Тем более что сейчас помимо необходимости обновлять и развивать инфраструктуру надо готовиться к Олимпиаде в Сочи».

РЖД продает какую-то небольшую часть железнодорожной отрасли, чтобы другая ее часть могла функционировать. «Если бы деньги от продажи ДЗО пошли на развитие сети, скажем, построили пять тысяч км новых путей, тогда понятно: условно непрофильного актива убыло, а профильного прибыло. Но сейчас, распродав активы, РЖД лишь немного улучшит общее состояние железнодорожного транспорта, но ни о каком развитии речи не идет», — говорит Саакян.

Новости и материалы
Ученые выяснили происхождение загадочных вспышек в космосе
В РПЦ призвали наказывать за ложные доносы на семью и ошибки сотрудников опеки
Диетолог назвала самые вредные популярные завтраки
Netflix опубликовал трейлер научно-фантастического триллера «Атлас» с Дженнифер Лопес
КНР показала кадры запуска баллистической ракеты перед визитом Блинкена
В Пхеньяне назвали зону СВО кладбищем вооружений США и НАТО
В ФБР опасаются теракта в США, как в «Крокусе»
В Липецкой области введен режим воздушной опасности
Российский путешественник получил дулом в живот при попытке подняться на гору в Азии
Прозоров объяснил, почему покушение на него не удалось
На Западном берегу Иордана идут бои между палестинскими радикалами и ЦАХАЛ
Пепловый шлейф от вулкана Шивелуч протянулся на 92 км
Более половины россиян занимаются в спортзалах, предпочитая плавание
Вместе с замом Шойгу задержаны еще несколько человек
Лидер республиканцев в сенате США обвинил Карлсона в задержке помощи Украине
В Воронежской области сбили четвертый за ночь дрон, загорелся частный дом
Над Воронежской областью сбили третий за ночь беспилотник
Трамп заявил о готовности провести дебаты с Байденом в любое ближайшее время
Все новости