На базе одного из присоединяемых авиаактивов «Ростехнологий» может быть создана бюджетная авиакомпания-дискаунтер, сообщил в четверг глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. Меморандум о присоединении авиаактивов «Ростехнологий» будет подписан до конца апреля. Под крыло крупнейшего российского перевозчика уйдут шесть авиакомпаний: ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы».
С появлением новых авиакомпаний к следующему лету пассажиропоток «Аэрофлота» приблизится к 20 млн пассажиров (сейчас с «дочками» — 11 млн человек). И уже сейчас перевозчику необходимо понять, что делать с дополнительными самолетами и персоналом. По мнению Савельева,
уходящие под крыло «Аэрофлота» авиакомпании должны оставаться самостоятельными акционерными обществами и занять разные ниши: помимо дискаунтера может быть создана чартерная авиакомпания. Сам же «Аэрофлот» останется в премиум-классе.
Желание абстрагироваться от новых компаний понятно: повторять прошлые ошибки авиакомпания не намерена. У «Аэрофлота» уже есть две «дочки» — «Донавиа» и «Нордавиа». До недавнего времени они назывались «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд». Кардинально свое отношение к «дочкам» «Аэрофлот» поменял в сентябре прошлого года, после крушения в Перми самолета Boeing-737. Тогда погибли 88 человек, воспользовавшихся услугами «Аэрофлот-Норда». Поначалу тогдашний гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов вообще хотел прекратить всяческое сотрудничество с «Аэрофлот-Нордом». Но в итоге «Аэрофлот» ограничился ребрендингом «дочек». Официально ребрендинг в «Аэрофлоте» объяснили необходимостью более четкого позиционирования собственного бренда «Аэрофлота», «определяющего себя как компанию, предоставляющую сервис премиального уровня».
В целом идею создать на базе одного из перевозчиков «Ростехнологий» дискаунтера эксперты называют здравой.
В мире практически все крупнейшие авиакомпании создают дочерние подразделения в разных нишах: дискаунтеры, чартерные, грузовые и VIP- перевозки. Это позволяет присутствовать в смежных нишах и избегать оттока пассажиров к конкурентам.
По большому счету не важно, кто из переходящих к «Аэрофлоту» перевозчиков станет дискаунтером. Наиболее продвинутая авиакомпания из всего предложенного «Ростехнологиями» «букета» – «Владивосток Авиа». Но в любом случае даже эту авиакомпанию придется на сто процентов перенастраивать под модель бизнеса дискаунтера. «Например, у нее есть дальнемагистральные самолеты, но «Аэрофлоту» пока дальнемагистральный дискаунтер вряд ли понадобится», — говорит руководитель аналитического отдела «АвиаПорта» Олег Пантелеев.
Создание дискаунтера — это вопрос сокращения издержек.
«И у наших авиакомпаний возможностей для сокращения издержек на голову меньше, чем у конкурентов за рубежом, — говорит Олег Пантелеев. — Но даже в российских условиях делать это и снижать цены можно. Это показывает опыт Sky Express и «Авиановы». У потенциального дискаунтера «Аэрофлота» шансов летать еще дешевле значительно больше. При прочих равных, самолеты в аренду он может брать дешевле; ему проще, как крупному перевозчику, договариваться с аэропортами о ценах за обслуживание самолетов; кроме того, у авиакомпании уже есть техническая база и база подготовки персонала. «Все это будет давать определенные преимущества «Аэрофлоту» при создании дискаунтера. Но говорить, что будущий дискаунтер «Аэрофлота» обречен на успех и будет возить всех по сто рублей, пока нельзя», — заключает Пантелеев.
Да и опыт создания нишевых компаний у «Аэрофлота» не самый лучший. Созданная «Аэрофлотом» «дочка» «Аэрофлот Карго» была расформирована из-за долгов. «Менеджмент развивал компанию изначально специфически: отношения между дочкой и материнской компанией были неправильно структурированы, — вспоминает Пантелеев. — Да и с флотом намудрили: купили неподходящие самолеты».