Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

IT и медиа

Reuters

Google согласился на цензуру

Власти Китая продлили лицензию Google на работу в стране

Александра Павлинова

Власти Китая продлили лицензию Google на работу в их стране. До этого они угрожали лишить компанию права на предоставление в Китае интернет-услуг, так как компания отказывалась соблюдать цензурные требования. В итоге интересы бизнеса в Google перевесили высокие принципы.

Власти Китая продлили Google лицензию на предоставление интернет-услуг. Теперь компания продолжит работу на китайском рынке.

Google работает в Китайской Народной Республике с 2006 года. Власти Китая выступают за обязательную цензуру поисковых запросов в американском поисковике. На протяжении 4 лет Google подчинялся их требованиям. Ради этого Google пришлось поступиться своими принципами и изменить традиционный алгоритм поиска — установить фильтры, которые блокировали доступ к неблагонадежным, с точки зрения официального Пекина, сайтам. К таким страничками власти причислили, например, адрес тибетского правительства в изгнании и правозащитных организаций, выступающих в поддержку духовного лидера Тибета — далай-ламы.

Но в январе этого года Google перестал соблюдать соглашение, после того как неизвестные хакеры атаковали его почтовый сервис, взломав электронные почтовые ящики ряда китайских правозащитников. Тогда компания посчитала, что нападение организовано властями Китая.

В скандал вмешались американские власти, и он приобрел ярко выраженную политическую окраску.

«Мы проинформированы компанией Google о ее подозрениях, и это вызывает у нас серьезное беспокойство и вопросы. Мы ждем от китайского правительства объяснений», — говорилось в заявлении госсекретаря Хиллари Клинтон, распространенном пресс-службой госдепартамента США. Через неделю риторика ее речи стала еще глобальней.

«Мы увидели всплеск угроз свободному распространению информации», — сказала госсекретарь США в своей программной речи в Вашингтоне.

Американская компания проповедует идею, что право на личную тайну при работе в киберпространстве критически важно в современном обществе. Google заявил, что не будет предоставлять на цензуру свои поисковые запросы. В ответ власти КНР выдвинули ультиматум: они заявили, что отзовут у Google лицензию на предоставление провайдерских услуг, если компания не подчинится требованиям цензуры. Но Google проявил принципиальность.

«Мы будем обсуждать с китайским правительством основания, на которых мы могли бы законно работать, не фильтруя поисковик, или мы вообще не будем работать.

Мы понимаем, что это может привести к тому, что нам придется закрыть Google.cn и, вероятно, наши офисы в Китае», — заявил юрист компании Дэвид Драммонд.

Одновременно Google сообщил пользователям, что будет автоматически перенаправлять посетителей на нецензурируемые серверы в Гонконге. «Новый подход в предоставлении бесцензурного поиска на Google.com.hk — разумное решение проблем, с которыми мы столкнулись», — писал в официальном блоге компании Драммонд.

Но накануне, 30 июня, когда истекал срок лицензии, власти КНР дали понять, что не продлят ее, если Google не отменит переадресацию. Это для компании фактически означало бы уход с китайского рынка. Поэтому руководству Google ничего не оставалось, как уступить требованиям властей. Что оно и сделало на прошлой неделе. После чего направило заявление на продление лицензии для работы в КНР, которое и было одобрено китайским правительством.

То, что Google отменил планы по уходу с китайского рынка, не стали неожиданностью. «Высокие принципы были принесены в жертву интересам бизнеса. Но этого следовало ожидать.

Китай большой, пользователей много. Этот рынок слишком интересен для Google»,

— говорит специалист аналитического центра iKS-Consulting Константин Анкилов. Если бы Google ушел с китайского рынка, это стало бы серьезной стратегической потерей компании. «И дело даже не в неполученных операционных доходах с колоссального рынка, — дополняет генеральный директор компании «Бегун» Алексей Басов. — Стратегия Google предполагает присутствие в основных сегментах интернет-потребления на основных рынках, то есть удержание широкого рыночного пространства». Место поисковика пустовать не будет, считают эксперты: нишу займут местный лидер рынка Baidu или Yahoo!.

В Китае, по данным правительства, 384 миллиона интернет-пользователей, то есть больше, чем жителей в США.

Компания EMarketer Inc. в Нью-Йорке подсчитала, что к 2013 году их число может возрасти до 840 миллионов. По разным оценкам, доходы от китайского рынка составляют 8—10% общей выручки Google. По данным компании, чистая прибыль по итогам первого квартала 2010 года составила $1,96 млрд, что на 37% больше показателя за аналогичный отчетный период прошлого года.