Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Венесуэльская нефть безопасней российской

Белоруссия ищет поставщиков нефти и газа, способных заменить Россию

,
Белоруссия ищет альтернативных России поставщиков нефти и газа, прописано в Концепции национальной безопасности Белорусии, согласованной Александром Лукашенко. Однако заявления носят политический характер: дешевле, чем у России, покупать энергоресурсы не у кого, считают эксперты.

В понедельник белорусский президент Александр Лукашенко согласовал проект новой Концепции национальной безопасности Белоруссии.

В ней впервые к числу «рисков» и «угроз» национальной безопасности отнесены сложности с поставками в Белоруссию энергоносителей из России (нефти и газа). Речь идет о возможных резких колебаниях цен и/или ограничениях объемов поставок.

Конфликты, связанные с поставками в Белоруссию российского газа и нефти, возникают немногим реже, чем «газовые войны» между Москвой и Киевом. В июне российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что может быть введена пошлина на поставляемый в Белоруссию газ. Между тем

95% электроэнергии в Белоруссии вырабатывается как раз за счет сжигания газа, и других его поставщиков, кроме России, у Белоруссии пока нет.

Россия уже поменяла и пошлину на нефть. До начала 2010-го Россия поставляла в Белоруссию нефть с применением коэффициента 0,356 от российской пошлины. Но с начала 2010 года такая практика прекратилась. Единственная уступка, которую оставило российское руководство: Россия поставит в Белоруссию в 2010 году 6,3 млн т нефти беспошлинно, остальной объем нефти будет облагаться 100-процентной экспортной пошлиной. Кроме того, Россия начала взимать таможенные пошлины на поставляемые в Белоруссию продукты нефтепереработки — прежде они не облагались пошлиной.

В такой ситуации белорусское руководство взялось за поиск альтернативных поставщиков нефти и газа. Весной Александр Лукашенко побывал в Венесуэле, где заключил договор о поставках в Белоруссию венесуэльской нефти марки «Санта-Барбара» (пригодной для переработки на белорусских заводах). Нефть идет танкерами до Украины, а там в Белоруссию по железной дороге. Официальное соглашение о поставках венесуэльской нефти в Белоруссию было подписано в марте этого года; общий объем поставок должен составить за 12 месяцев около 4 млн тонн. В среднесрочной перспективе Белоруссия планирует увеличить объем закупок нефти в Венесуэле до 10 млн тонн, что соответствует примерно 50% общего годового объема нефтепереработки в республике. Кроме того, Белоруссия и Венесуэла создали совместное предприятие «Петройл ВБ, С. А.» по реализации продуктов переработки венесуэльской нефти. В нем 25% принадлежат Минску, 75% — Каракасу. При этом венесуэльская нефть поставляется в Белоруссию в режиме таможенной территории, то есть 100% нефтепродуктов, выработанных из этой нефти, экспортируются. К примеру, нефтепродукты, полученные в результате переработки первой партии венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ, были проданы на Украину. Белоруссия не только возит к себе нефть из Венесуэлы, но и добывает ее там. Белорусским нефтедобытчикам (ПО «Белоруснефть») в рамках договоренностей с национальной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA несколько лет назад был передан участок в бассейне реки Ориноко — т. н. блок «Хунин № 1». Эта нефть не поступает в Белоруссию — она продается в Северную Америку через ту же PDVSA, а дивиденды делятся пропорционально долям сторон в проекте.

Другим «нефтяным» направлением для Белоруссии стал Азербайджан. 2 июля Лукашенко посетил Баку, где договаривался с Ильхамом Алиевым именно о поставках нефти (через территорию Грузии и Украины). Кроме того, Азербайджан хочет приобрести нефтеперерабатывающие активы, в том числе и заводы в Белоруссии. Одновременно Белоруссия развивает нефтяное сотрудничество с Ираном. По условиям соглашения государственная компания «Белоруснефть» будет с октября этого года добывать нефть на месторождении Джофейр. В рамках проекта стоимостью 450 млн долларов будет ежедневно добываться 40 тыс. баррелей нефти. По прогнозам белорусского вице-премьера Семашко, Белоруссия рассчитывает получать из Ирана до 1,5 млн тонн нефти в год. Специально под этот проект было также создано совместное белорусско-иранское нефтедобывающее предприятие «Белпарс Петролеум Компани Лимитед».

«В плане поставок нефти для Белоруссии украинская труба — оптимальный вариант. Возить венесуэльскую, иранскую или азербайджанскую нефть по железной дороге миллионами тонн — это нереально. Да и маловероятно, что заявленные 4 млн тонн нефти действительно поступят в этом году из Венесуэлы в Белоруссию. Это более 40 танкеров, и против таких поставок уже протестует Турция: ей не нужен риск аварии с разливом нефти в сверхзагруженном Босфорском проливе», — полагает политический обозреватель Александр Вольвачев. По словам эксперта, в случае запуска украинского трубопровода Одесса — Броды Белоруссия сможет получать в обход России каспийскую нефть от Ирана и Азербайджана. И Грузия, несомненно, заинтересована в этом: она заработает на транзите. Не случайно же Минск и Тбилиси сегодня буквально переживают «медовый месяц».

Помимо традиционных в Белоруссии активно прорабатывается проект по замещению российских поставок природного газа альтернативными источниками.

Ключевое решение — получение газа из терминала для сжиженного газа (СПГ), который будет построен в Литве (в Клайпеде).

Строительство терминала в Клайпеде начнется в 2011 году и продлится 2—3 года; оно оценивается примерно в 650 млн евро. Как предполагается, наличие собственного терминала позволит Белоруссии получать сжиженный газ из Норвегии, Алжира и Катара — эти страны уже готовы организовать поставки для Белоруссии. В Белоруссию газ будет поступать из Литвы по магистральному трубопроводу протяженностью 285 км. В этом проекте готов финансово поучаствовать и Евросоюз. Перспективы строительства терминала обсуждались в ходе визита в Вильнюс главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в начале июня. Тогда президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что реализация проекта будет способствовать «серьезной конкуренции с российским газом, так как мы сможем ввозить газ из любых стран».

Для Белоруссии весомый аргумент в пользу строительства терминала СПГ — относительно невысокая стоимость этого энергоресурса. Сейчас цена СПГ на европейских рынках составляет около 150—170 долларов за 1 тыс. куб. м и постепенно снижается. Плюс транспортировка может обойтись в 40—50 долларов за каждую тысячу кубометров топлива. Итоговая цена СПГ — 190—210 долларов за 1 тыс. куб. м. Во II квартале 2010 г. Белоруссия покупала российский газ по $184 за тысячу «кубов». Ценовой ориентир для Белоруссии на 2011 год Газпром уже озвучил — $250 за тысячу кубометров.

Однако решением всех проблем Белоруссии строительство терминала не станет. «Это позволит транспортировать лишь небольшие объёмы — их хватит на ограниченное время конфликта с Россией, но постоянно Белоруссия получать так газ не сможет, так как это тоже недешевый вариант. Запастись газом впрок, чтобы переждать долгий конфликт, тоже не получится, так как объём хранения газа в стране маленький, меньше миллиарда кубометров. При объёмах потребления около 21 миллиардов в год это не получится», — комментирует аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Капитал» Дмитрий Александров.

Поэтому слезать с российской нефтяной иглы Белоруссия вряд ли будет. По словам экспертов, больших проблем с Россией у Белоруссии все равно нет, и

дешевле, чем из России, Белоруссии нефть и газ получить неоткуда,

если только кто-нибудь не будет специально эти поставки Белоруссии субсидировать. «Но в Венесуэле этим не будут заниматься, им сейчас не до субсидий Белоруссии, так же как и Европе.

Так что из возможных вариантов остаётся только Казахстан. Теоретически Белоруссия может заключить с ним контракт, но транзит опять же будет идти через российские трубопроводы. В остальных случаях нужно использовать трубопроводы Европейской трубопроводной системы. А тут Лукашенко утыкается опять же в финансовые и политические сложности», — резюмирует Александров.