Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

BP сливает активы на пятно

BP вынуждена расстаться с рядом активов для того, чтобы профинансировать ликвидацию последствий аварии

,
Британская BP может продать свои венесуэльские активы ТНК-BP. Компании срочно нужны деньги на ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе. Сделка может принести BP около $1 млрд. ТНК-BP, скорее всего, такое приобретение устроит — оно обеспечит ей международную экспансию и расширит сырьевую базу.

Британская BP, которая вынуждена расстаться с рядом активов для того, чтобы профинансировать ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе, может продать компании ТНК-BP свои доли в проектах в Венесуэле.

Как сообщил агентству Bloomberg вице-президент государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA Эулогио дель Пино, о такой возможности BP сообщила в письме. Речь идет о доли в 16,66% в Petromonagas (добывает 110 тыс. баррелей нефти в день, контролируется PDVSA) и миноритарных долях в двух других проектах, сказал дель Пино.

Помимо доли в Petromonagas BP в Венесуэле владеет миноритарными пакетами в проектах Petroperija и Boqueron. Правда, чтобы начать формальные переговоры о продаже активов в Венесуэле, BP должна получить на это согласие государства, добавил представитель PdVSA.

Продажа нефтяных активов, по всей вероятности, негативно отразится на объемах добычи и выручке BP. Но это вынужденная мера, которая необходима компании, чтобы покрыть расходы на ликвидацию последствий аварии на скважине в Мексиканском заливе, считают эксперты. Предложение ВР по продаже долей в проектах Венесуэлы может быть интересно для ТНК-ВР, если стороны сойдутся по цене. Пока эти активы ориентировочно оцениваются в $1 млрд.

«ТНК-ВР согласится на выкуп данных активов, в случае если такое предложение поступит. Именно российско-британское совместное предприятие — наиболее очевидный покупатель венесуэльских активов, конечно, если государство согласится пойти на данный шаг, то есть ВР получит согласие от правительства Венесуэлы», — считает аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина.

Для ТНК-ВР эта сделка может оказаться удачной, поскольку позволит диверсифицировать сырьевую базу, отмечает старший аналитик ИФ «Олма» Антон Старцев.

Денег на финансирование ей вполне хватит — чистый долг у компании низкий. Однако сделка принесет политический бонус ТНК-ВР в виде «победного прорыва» на зарубежные рынки, соглашается аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Анастасия Соснова.

Однако не стоит забывать, что венесуэльские активы подвержены политическим рискам, отмечает старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков, а сейчас ТНК-ВР более всего интересуют перерабатывающие активы. Поэтому ТНК-ВР может ограничиться уже имеющимися активами в составе специально созданного для работы в Венесуэле Национального нефтяного консорциума, в который вошли «Газпром нефть», «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-BP и «Сургутнефтегаз».

Кстати, ТНК-ВР ранее уже хотела купить доли у венесуэльской PDVSA в четырех германских НПЗ и выйти на рынки Венесуэлы, Казахстана, Туркмении и Ирака и даже заключила соответствующее соглашение о намерениях.

Однако в 2008 году это обернулось крупным акционерным конфликтом между владельцами ТНК-ВР (ВР и консорциумом AAR — «Альфа-групп», Access Industries и «Ренова»), результатом которого стала отставка с поста главы ТНК-ВР Роберта Дадли, который недавно стал новым генеральным директором самой ВР.

Примечательно, что тогда Дадли в качестве представителя BP выступал против скупки активов, настаивая на том, что российская компания должна развиваться исключительно за счет российских проектов, максимум — украинских, чтобы не создавать конкуренцию ВР на международной арене.

Государство вмешалось в конфликт акционеров ТНК-ВР, выступив на стороне британских акционеров компании. Сейчас ситуация поменялась: для ВР очень важно привлечение средств для ликвидации последствий аварии.

Однако продажей только венесуэльских компаний британский нефтедобытчик не ограничится.

Чтобы оплатить расходы на ликвидацию утечки, ВР планирует продать активы на $30 миллиардов.

В первую очередь, BP будет избавляться от активов не самого высокого качества, добывающих активов по всему миру, полагает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. В первую очередь ход пойдут активы в странах «третьего мира», а именно в Алжире, Анголе, Египте, Китае, Индонезии, Вьетнаме, Пакистане. До этого компания уже заявляла, что желает продать лицензии на разработку месторождений в Колумбии, Венесуэле (то, что купит ТНК-ВР) и Вьетнаме, а также 60% акций второго по величине в Аргентине добытчика нефти Pan American Energy LLC на $12 млрд.

Сейчас ВР ведет переговоры с индийскими Reliance Industries и Essar Group о продаже розничных активов в Африке, стоимость которых может составлять $500 миллионов. Ранее BP объявила также о продаже активов на $7 миллиардов американской Apache Corp, включая добывающие мощности в Канаде, Египте и штате Нью-Мексико.

Кроме того, BP может продать долю в нефтяном месторождении Prudhoe Bay на Аляске и более мелкие активы во Вьетнаме, Пакистане и Колумбии, предполагают инвестиционные банкиры. Активно обсуждается и вариант поглощения ВР американской ExxonMobil, добавляет Марков. Поэтому вопрос спасения и размера компенсаций ВР будет зависеть от переговоров между Британией и США.

Между тем новый глава BP Боб Дадли который приступит к своим обязанностям с 1 октября сообщил, что BP может окончательно остановить утечку нефти в Мексиканском заливе в ближайший понедельник. «Есть возможность, что уже в понедельник или вторник эта утечка может быть прекращена, — сказал он в радиоинтервью. — Ничего нельзя гарантировать, но я надеюсь, что нефть больше не попадет в море».

В начале будущей недели ВР приступит к операции — закачке в скважину цемента и буровой смеси, одновременно с этим компания продолжает бурение разгрузочных скважин, которое должно быть завершено к середине августа и, по расчетам, окончательно остановит утечку. Нефть не вытекает в море с середины июля, когда ВР в качестве временной меры удалось накрыть скважину куполом.

Однако, по последним данным правительства США, нефтью загрязнены 950 километров береговой линии в четырех штатах, и 150 000 квадратных километров Мексиканского залива закрыты для вылова рыбы. По мнению экспертов, уборка нефти займет несколько месяцев, а на полное восстановление побережья уйдут годы.