Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Золотая сеть Минздрава

Министерство здравоохранения и социального развития России ищет подрядчика для создания социальной сети медицинских работников и пациентов

Минздравсоцразвития объявило, что заплатит 55 миллионов рублей за создание социальной сети для медицинских работников. При этом на разработку дало лишь 16 календарных дней. Юристы уверены: такой тендер делается под конкретного исполнителя. После скандала в СМИ и интернете министерство заявило, что конкурс будет отложен.

Министерство здравоохранения и социального развития России ищет подрядчика для создания социальной сети медицинских работников и пациентов. Соответствующий заказ был размещен на прошлой неделе на сайте госзакупок. Итоги конкурса будут подведены не позднее 12 ноября. Социальная сеть должна стать площадкой для общения врачей. Кроме того, согласно 65-страничной конкурсной документации, на новом сайте должны публиковаться новости и аналитическая информация для помощи медикам, рассказываться о новейших методиках лечения и оказании медицинской помощи пациентам, анализироваться мировой опыт применения новейших методик. На новой интернет-площадке должны проводиться мастер-классы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, оказываться консультационная поддержка больным и врачам. Также там должна содержаться большая база данных, включающая в себя справочники симптомов, методов диагностики и лечения, диагнозов, медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских товаров и тому подобное.

«Сама идея создания такой соцсети обсуждается уже два года, однако приказ о ее создании вышел только сейчас. У меня нет предположений, кто решится взяться за этот проект, поскольку задача перед подрядчиком встанет действительно сложная», — рассказал порталу CNews директор департамента информатизации Минздравсоцразвития Олег Симаков. Задача действительно стоит сложная, ведь на создание социальной сети победителю будет дано не более 16 календарных дней (то есть 10—12 рабочих дней) со дня заключения государственного контракта.

За это время создателю сети необходимо будет создать «с нуля» концепцию системы, сформулировать техническое задание как для самой сети, так и для всех её подсистем, разработать «технорабочий проект». Кроме того, необходимо создать полное программное обеспечение системы, провести приемно-сдаточные испытания и подготовить отчет и протокол о них. И, наконец, победитель конкурса должен провести инструктаж представителей медучреждений по пользованию системой и начать техническую поддержку пользователей.

Эксперты недоумевают, как можно за столь короткий срок успеть создать социальную сеть подобного масштаба. «Создание такого проекта занимает как минимум полгода, и это только дизайн, верстка и функционал, не считая информационного наполнения. Мировой опыт показывает, что даже этого времени недостаточно для того, чтобы реализовать все запланированные функции», — рассказывает коммерческий директор группы компаний Hosting Community Алексей Скворцов. Даже в том случае, если разработчик готов привлечь очень большую команду специалистов, добавляет эксперт, это физически не сможет ускорить создание ресурса, ведь «если пять человек строят дом за десять дней, то пятьдесят не построят его за один». Большинство задач нельзя запараллелить чисто технически, сама технология создания сайтов требует разбиения процесса на несколько последовательных этапов.

При организации тендеров для госзакупок часто действует именно такая коррупционная схема, когда назначаются неразумные, невыполнимые или экономически нецелесообразные условия при проведении отбора, поэтому выиграть такой тендер могут лишь свои, близкие к ведомству лица, рассказывает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Ольга Пономарёва. «В данном случае срок 16 дней совершенно не реален, и, соответственно, честно выигравший этот конкурс не успеет создать качественный ресурс, — добавляет она. —

Значит, есть карта в рукаве. Условия конкурса отсеивают «некачественных» участников конкурса, а нужные лица, которым была обещана победа в конкурсе, скорее всего, этим заказом уже занимаются, чтобы уложиться в срок — 16 дней».

В Минздравсоцразвития столь сжатые сроки объясняют необходимостью запустить сеть к середине декабря — до конца финансового года. «Сложно добавить что-то к подобной откровенности, но я всё же добавлю. Это называется «потратить деньги любой ценой», раз уж они были зарезервированы в бюджете», — считает создатель проекта, посвящённого доступности информации, раскрываемой государством для его граждан, opengovdata.ru Иван Бегтин.

Деньги же министерство готово потратить за проект немалые. Тот, кто победит в конкурсе, получит, согласно данным тендера, 55 миллионов рублей. Для примера, отмечает руководитель интернет-агентства «Артус» Евгений Лернер, Министерство экономического развития около месяца назад размещало на сайте госзакупок тендер на создание своей собственной соцсети «Выбор. Качество. Возможности».

И в этом заказе цена за проект была в 22 раза ниже — всего 2,5 млн рублей.

«Мне кажется, что это очередные деньги, которые Минздрав бездарно потратит. До сегодняшнего дня все проекты, которые создавались в интернете под Минздавом, демонстрируют нулевую эффективность. Последний громкий провальный проект — trudvsem.ru. Нет никаких сомнений, что и эта социальная сеть — просто очередной способ откачать в конце года «лишние» деньги из бюджета Минздравсоцразвития. Скорее всего, этот проект также закончится полным провалом. И, к сожалению, нет ни малейшего сомнения, что ответственности за это никто не понесет», — уверен председатель совета директоров электронной торговой системы «Фабрикант.Ru» Сергей Габестро.

Этот тендер мог бы остаться незамеченным, если бы не активная деятельность блогеров. Например, публицист Алексей Навальный призвал читателей направить в ФАС жалобы с требованием начать проверку тендера Минсоцздравразвития.

«Данная ситуация должна заинтересовать ФАС России, так как она связана с ограничением конкуренции и созданием дискриминационных условий на рынке»,

— признает Пономарева.

Впрочем, даже если тендер состоится и 55 миллионов будут заплачены, новая соцсеть, скорее всего, так и не увидит в этом году своих посетителей. Ведь в конкурсной документации начисто отсутствует требование по доступности сайта в сети интернет и по наличию у него доменного имени. «Таким образом, следуя букве техзадания, сдав систему на CD и в виде документации, поставщик полностью закрывает контракт, даже если сам сайт существовать не будет и, соответственно, не будет функционировать, — отмечает Бегтин. — А в следующем году министерство, может, к примеру, провести запрос котировок на развёртывание сайта онлайн. Главное, что в этом году деньги будут потрачены».

В понедельник вечером Минздравсоцразвития заявило, что решило не проводить конкурс на создание социальной сети в интернете для медработников. «В связи с некорректными оценками СМИ конкурс по созданию социальной сети медицинских работников и пациентов отменен. Реализация проекта перенесена на более поздний срок. Она начнется после публичного разъяснения основных положений проекта», – говорится в сообщении пресс-службы министерства.