«Сургутнефтегаз» готов продать Венгрии свою долю (21,2%) в компании MOL. Вчера об этом заявил венгерский министр национального развития Тамаш Феллеги. «Мы считаем, что для страны было бы выгодно стать акционером MOL посредством приобретения доли «Сургутнефтегаза», — передает слова чиновника Bloomberg. По словам Феллеги, правительство хочет выкупить долю, принадлежащую российской компании, так как не приветствует наличие в MOL крупного иностранного акционера. Переговоры с «Сургутом» на эту тему власти Венгрии начали еще 8 сентября. Сейчас венгерский министр отметил, что сделка должна состояться до конца текущего года.
Агентство Reuters, ссылаясь на источник в «Сургутнефтегазе», передает, что российская компания сама не против продать свой пакет MOL. «Мы хотим продать ее и ведем переговоры», — сообщил источник.
С венгерскими акциями «Сургут» мается уже более полутора лет. В марте 2009 года российская компания приобрела у австрийской OMV 21,2% MOL, заплатив 1,4 млрд евро (вдвое выше тогдашней рыночной цены). «Сургутнефтегаз» автоматически стал крупнейшим акционером MOL — контролирующего акционера у этой компании нет, акции распределены между самой MOL и рядом компаний и банков. Топ-менеджменту венгерской компании такая ситуация не понравилась – сразу же пошли заявления, что сделка недружественная и «Сургутнефтегаз» намерен поглотить MOL.
Более того, по версии руководства MOL, австрийская OMV с самого начала приобретала ее акции в интересах «Сургутнефтегаза».
В итоге «Сургут» не внесли в реестр держателей акций MOL, и представители российской компании не были допущены на собрание акционеров в апреле 2009 года. Затем энергетическое управление Венгрии потребовало от «Сургутнефтегаза» раскрыть структуру компании, в частности – бенефициаров.
Все это время «Сургут» пытался судиться с венграми, однако ни к каким результатам это не привело. Тем не менее еще в начале октября «Сургутнефтегаз», по данным СМИ, продавать свою долю в MOL не собирался.
Нынешнюю смену позиции эксперты объясняют двумя причинами. «За все это время представители «Сургута» так и не вошли в совет директоров венгерской компании, — отмечает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Владимиру Богданову (владелец «Сургутнефтегаза») надоело воевать с топ-менеджментом MOL».
Но главная причина в том, что оставаться в числе акционеров венгерской компании сейчас уже практически бессмысленно. «Изначально вхождение в капитал MOL российской компании, да еще и в качестве крупнейшего акционера, было рассчитано на то, что «Сургутнефтегаз» будет блокировать решения по проекту газопровода Nabucco (доля MOL в этом проекте составляет 16,6%), конкурирующему с российским «Южным потоком», — напоминает Абзалов. – Однако
Nabucco буксует и сам по себе, без российского вмешательства (например, окончательное инвестиционное решение по проекту в очередной раз перенесено, теперь этот вопрос будут обсуждать лишь в следующем году)». Кроме того, основной центр переговоров по Nabucco сместился в Турцию, так что, по словам Абзалова, «Сургуту» нет смысла продолжать «бодаться» с венграми.
Причем, продав пакет MOL, «Сургутнефтегаз», и так первая среди российских компаний по объемам кэша, получит весьма приличную прибыль. Приобретались акции за $1,4 млрд, а теперь 21,2-процентный пакет венгерской компании, как передает Bloomberg, оценивается в $2,3 млрд.
Впрочем, по оценкам российских экспертов, если «Сургуту» и удастся заработать на продаже венгерских акций, прибыль вряд ли превысит $500 млн. «Продажа наверняка пройдёт без существенной премии, — полагает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. – Хорошо, если выйдут в район $1,9 млрд».