Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Расщепились по-братски

Белоруссия и Россия построят АЭС к 2017 году

Россия и Белоруссия договорились о строительстве белорусской АЭС к 2017 году и параллельной работе энергосистем. Экономически соглашение выгодно в первую очередь Белоруссии. России окупить свое участие будет непросто. Кроме того, станция может стать конкурентом строящейся Калининградской АЭС в экспорте электроэнергии в Европу.

Белоруссия и Россия планируют в конце февраля — марте текущего года подписать межправительственные соглашения о сотрудничестве по строительству белорусской АЭС и о параллельной работе энергосистем, сообщил первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко на встрече с главой госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко в Минске. На подписание кредитного соглашения по строительству АЭС в Гродненской области стороны намерены выйти в июне текущего года, добавил Кириенко.

Срок ввода первого энергоблока запланирован на 2017 год, но, если «вместе поработаем, найдем возможности зайти в конец 2016 года», сообщил глава «Росатома».

Два блока АЭС суммарной мощностью 2,4 тысячи МВт Белоруссия намерена ввести в эксплуатацию не позднее 2020 года.

Власти республики считают, что стоимость строительства АЭС с сопутствующей инфраструктурой составит не менее $9 млрд.

Белоруссия рассчитывает получить российский кредит на строительство АЭС в размере, достаточном не только для возведения технологических объектов, но и социально-бытовой сферы, строительной и инженерной инфраструктуры.

Россия же претендует минимум на 50% доходов от сбыта электроэнергии, которая будет вырабатываться белорусской АЭС, в случае ее строительства за счет российского кредита. Россия заявляет, что создание сбытового СП, в уставном фонде которого ее доля составляла бы не менее половины, нужно предусмотреть уже в рамках соглашения о параллельной работе энергосистем.

Строительство станции экономически выгодно скорее Белоруссии, чем России, считают эксперты. Это позволит Белоруссии стабилизировать ее энергосистему, причем за счет России, говорит руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. «Лукашенко, маневрируя на политическом поприще, смог привлечь капитал. Несмотря на так называемый ренессанс в атомной энергетике, многие проекты в отрасли буксуют как раз из-за нехватки финансирования», — отмечает он.

России же станция вряд ли поможет заработать — возможности экспорта энергии с нее будут ограничены.

«Зачем России это нужно? — недоумевает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. —

Если мы строим АЭС, чтобы сбывать потом электроэнергию в страны Балтии, в первую очередь в Литву (там закрылась Ингалинская АЭС), а также в Польшу, надо форсировать строительство атомной станции в Калининграде, тем более что решение об этом уже принято. Зачем создавать конкурента Калининградской станции на территории Белоруссии? Две АЭС в одном регионе — это не оправданно».

Кроме того, поставки электроэнергии с белорусской АЭС приведут к сокращению экспорта российского газа в Белоруссию и Европу, предупреждает эксперт. При этом экспортировать газ сейчас выгодно, а вкладываться в строительство АЭС с длинным сроком отдачи, с проблемой поставок урана, с захоронением радиоактивных отходов — не очень, — говорит Симонов. — Есть и вопрос собственности — кому будет принадлежать АЭС: Александр Лукашенко ни с кем не желает делиться собственностью — достаточно вспомнить историю с «Белтрансгазом».

Первоначально два блока белорусской АЭС общей мощностью 2,4 ГВт предполагалось запустить в 2018 году. В 2008 году Минск выбрал в качестве подрядчика строительства АЭС российскую компанию «Атомстройэкспорт». Но переговоры застопорились. Белоруссия хотела получить российские $9 млрд «живыми» деньгами и из них самостоятельно финансировать строительство как инфраструктуры, так и самой АЭС. Но российская сторона готова была перечислить только $6 млрд, причем напрямую «Атомстройэкспорту». Строить инфраструктуру белорусам предложили самим.

В начале августа прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко даже заявил, что из-за проблем на переговорах Минск может заняться поисками нового подрядчика и инвестора для строительства АЭС, в числе которых назывались китайцы.

Но потом Белоруссия опять переориентировалась на Россию. «Похоже, логика этого решения лежит в сфере геополитических интересов России. После президентских выборов в Белоруссии западные страны отвернулись от Лукашенко и Россия решила этим воспользоваться, укрепить дружбу в рамках Таможенного союза», — резюмирует Симонов.

Новости и материалы
Собчак обсудила с подписчиками внешность сестры Ирины Шейк
Более 200 тысяч сайтов по всему миру оказались уязвимы перед хакерами
Посол Украины назвала примерные сроки получения пакета помощи США
Посол Украины указала на трудности с поиском оружия для ВСУ в США
В России появится китайский кроссовер Wey 07 с официальной гарантией
Американский аналитик рассказал о протестах в некоторых батальонах ВСУ
Овечкину предрекли вылет из Кубка Стэнли от «Рейнджерс» без побед
Российская спортсменка сравнила себя с Овечкиным
«Большая вода» в реке Тобол придет в тюменское село Упорово к выходным
Моуринью поделился планами на дальнейшую карьеру
Кейт Миддлтон опубликовала новое фото принца Луи
Нерадивые родители добиваются выплат за отправку сыновей в зону СВО
Фанат Шуфутинского дошел до Верховного суда, чтобы добиться права пить на концертах
В Калининграде отреагировали на слова Шольца про Канта
Главы МИД Азербайджана и Армении проведут встречу в Казахстане
Политолог объяснил, для чего ВС России нужен трофейный Leopard
Участники «Би-2» могут получить гражданство Молдавии
Бывший сотрудник СБУ рассказал о своем самочувствии после покушения
Все новости