Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Госшельф

«Роснефть» покупает арктический шельф

«Роснефть» выкупает шельфовые проекты группы «Синтез» в Арктике и Владимира Лисина в акваториях Черного и Азовского морей. Оценочные запасы арктических участков сравнимы со Штокманом. Активизация «Роснефти» вызвана соглашением с американской ExxonMobil. Госкомпания начинает масштабное освоение шельфовых ресурсов.

Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство дочерней компании «Роснефти» ООО «Запад-Шмидт-Инвест» о покупке 100% ЗАО «Синтезнефтегаз». Эта компания входит в группу «Синтез», подконтрольную структурам, связанным с сенатором Леонидом Лебедевым.

«Синтезнефтегаз» владеет лицензиями на выполнение поисково-оценочных работ на шельфе Баренцева моря. Компания работает на двух участках – Пахтусовском и Адмиралтейском. Их предполагаемые запасы в совокупности сопоставимы с запасами Штокмановского месторождения (3,9 трлн кубометров газа), но точных данных на сегодняшний день нет.

«Синтезнефтегаз» с 2006 года спорил с государством по поводу лицензионных соглашений: Роснедра досрочно отозвали лицензии у компании, мотивируя это отсутствием у компании государственной экологической экспертизы на геологоразведку. Но в 2007 году «Синтезнефтегаз» через суд добился возобновления лицензий.

Через год Роснедра вновь их отозвали: на этот раз, по версии ведомства, компания срывала сроки оценочного бурения. Но суд вновь встал на сторону «Синтезнефтегаза». В 2010 году компания обратилась в Роснедра с просьбой продлить срок лицензионного соглашения, но ведомство согласилось на это лишь после соответствующего постановления Московского арбитража. Решением суда сроки лицензий были продлены до 2013 года.

«Синтезнефтегаз» в 2010 году отмечал, что продление сроков открывает для компании возможность сотрудничества с крупнейшими игроками в реализации стратегии освоения арктического шельфа. Но тогда ни «Роснефть», ни «Газпром» заинтересованности не проявили.

Алексей Кокин из ФК «Уралсиб» говорит, что в отсутствие возможности дальнейшей добычи углеводородов (а по российскому законодательству на шельфе могут работать только госкомпании и их партнеры) «Синтезнефтегаз» не захотел вкладывать крупные средства в разведку. «Стоимость бурения одной скважины в Баренцевом море может достичь $50 млн», — отмечает аналитик.

Эксперт ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков полагает, что сумма сделки с «Роснефтью» вряд ли значительно превысит инвестиции компании в разведку на участках (общую стоимость проведенных работ «Синтезнефтегаз» в 2010 году оценивал в $80 млн – «Газета.Ru»)

«Роснефть» идет навстречу «Синтезнефтегазу», так как компания не смогла бы приступить к самостоятельной добыче», — указывает Крюков.

«Роснефть» скупает геологоразведку не только на северном шельфе. В сообщении ФАС от 7 сентября говорится, что антимонопольное ведомство одобрило и приобретение «Роснефтью» 100% ЗАО «Черноморнефтегаз» (компания, подконтрольная структурам владельца НЛМК Владимира Лисина, занимается геологоразведкой на шельфе Черного и Азовского морей).

«Черноморнефтегаз» владеет лицензиями на два участка в Черном море (Юго-Восточный и Северо-Западный) и два на Азовском (Палеозойский и Високосный). Сроки лицензий истекают в следующем году. Черноморские ресурсы компании оцениваются в 150–300 млн тонн условного топлива, а на Азовском море в 50–100 млн тонн.

О возможности покупки «Роснефтью» «Черноморнефтегаза» стало известно еще в июле. Источники в отрасли сообщали, что цена актива может составить $300–400 млн.

«Роснефть» от комментариев отказалась. Получить комментарии «Синтеза» не удалось.

Эксперты считают, что покупки геологоразведочных активов делаются в интересах альянса российской госкомпании и американской ExxonMobil.

«Активизация «Роснефти» связана с недавним соглашением с Exxon, — говорит Крюков. — После его заключения компания начинает первый этап широкомасштабного освоения шельфовых ресурсов, концентрирует шельфовую геологоразведку».

«Роснефть» и Exxon будут совместно работать на шельфе Карского моря (находится рядом с Баренцевым), а также на черноморском шельфе.

«Логика «Роснефти», — говорит Кокин, – это скупка лицензий в районах будущего сотрудничества с Exxon».