Инвестиционная группа «Сумма», подконтрольная бизнесмену Зиявудину Магомедову, выиграла конкурс на строительство нефтеналивного терминала в Роттердаме. В четверг компания планирует подписать генеральное соглашение по строительству с портом Роттердама, сообщили «Газете.Ru» в «Сумме» и от более подробных комментариев отказались.
Этот проект позволит реализовать концепцию «открытого терминала», призванного стать крупным европейским логистическим узлом для нефти марки Urals, говорит источник РИА «Новости» в Кремле. «Ожидается, что в результате будет создана конкурентоспособная цепочка морской перевозки российской нефти шаттл-танкерами до «плавучего нефтепровода», — уточнил он.
Подписание соглашения состоится в день встречи президента России с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте. Политики планируют обсудить «ситуацию в энергетической сфере». Также Рютте встретится с Владимиром Путиным и губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Конкурс на строительство терминала Tank Terminal Europoort West администрация роттердамского порта объявила в начала года. В августе стало известно, что в тендере намерена принять участие компания Магомедова.
«Сумма» подала заявку в альянсе с крупнейшим международным оператором нефтеналивных терминалов VTTI (совместное предприятие крупнейшего мирового нефтетрейдера Vitol и малайзийской судоходной компанией MISC Berhard).
По условиям конкурса победитель должен будет разместить терминал на двух площадках общей площадью 55 гектаров.
«Теоретически на такой площади можно построить емкости объемом примерно в 10 млн тонн, — комментирует глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Однако по меньшей мере 20% площади потребуют европейские нормы безопасности (противопожарной, антитеррористической и т. д.)». В связи с этим Безбородов полагает, что общий объем емкостей составит 5—8 млн тонн, что даст годовой объем перевалки терминала в 55—70 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
«Учитывая стоимость строительства в Европе, терминал обойдется победителям конкурса примерно в $1 млрд», — полагает Безбородов.
Роттердамский порт является крупнейшим в Европе (ежегодно через него проходит 430 млн тонн грузов) и крупнейшим нефтяным портом в мире (95—100 млн тонн ежегодно). То есть терминал «Суммы» и VTTI прибавит роттердамскому порту более половины объемов перевалки нефти.
«На Роттердам перейдет вся нефтяная логистика Европы, — говорит Безбородов. — Нефть, что шла по морю на северо-запад и отправлялась в Гетеборг или Осло, теперь пойдет в Роттердам».
Ранее источники в нефтяной отрасли сообщили «Газете.Ru», что, подавая заявку на конкурс по нефтеналивному терминалу, «Сумма» действовала в интересах «Транснефти», в альянсе с которой компания Магомедова контролирует российские Приморский торговый порт и Новороссийский морской торговый порт. Большая часть морских поставок российской нефти по северо-западному направлению идет именно через Приморск.
Представитель «Транснефти», впрочем, говорил, что компания не имеет к роттердамскому проекту никакого отношения.
«Через Роттердам идет большая часть российский нефтяных поставок по северо-западному направлению, — напоминает аналитик Номос-банка Денис Борисов. — Увеличение поставок через роттердамский порт оптимизирует логистику, что даст синергетический экономический эффект».
Борисов напомнил, что ранее «Сумма» выкупила 60% ООО «Межозерное», владеющего лицензией на два нефтегазовых участка в Калмыкии. Запасы нефти на этих участках оцениваются примерно в 160 млн тонн.
«Если «Сумма» будет развивать нефтяной бизнес, в дальнейшем она будет поставлять через Роттердам собственную нефть», — говорит Борисов.