Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
ФАС признала незаконной рекламу, похожую на официальные дорожные указатели
ФАС признала незаконной рекламу, похожую на официальные дорожные указатели
ИТАР-ТАСС

Рекламный разворот

ФАС предписывает убрать торговую рекламу с дорожных знаков

Рустем Фаляхов, Екатерина Брызгалова, Алексей Топалов

Антимонопольная служба требует убрать рекламу с дорожных знаков. Один из лидеров рынка коммерческих маршрутизаторов — «М Инвест» — нарушает закон о рекламе, уверены чиновники. Изготовители знаков считают, что занимаются ориентированием водителей, а не рекламируют торговые центры.

Во вторник московское управление антимонопольной службы предписало оператору наружной рекламы «М Инвест» снять рекламу с опор вдоль дорог, на которых крепятся знаки дорожного движения.

В ФАС утверждают, что такое размещение нарушает часть 3 стать 19 закона «О рекламе». В ней говорится, что распространение рекламы на знаке дорожного движения или его опоре недопустимо.

«Работаем в этом направлении», — предупредили в ФАС, не исключив возникновения претензий к другим операторам подобных рекламных конструкций.

Чиновники убедились, что реклама на столбах визуально схожа с дорожными знаками: одинаковый шрифт, цветовое и стилистическое оформление совпадают. Стилизованы под дорожный знак были в том числе стрелки, указывающей маршруты проезда к торговым центрам.

В частности, ФАС признала ненадлежащей рекламу компаний «Авто Ганза», «Торгово-ярмарочный комплекс Москва», гипермаркета «Карусель», компаний «Авилон», «Немецкий дом», «Автотрейд-АГ», Leroy Merlin и нескольких других.

В «Авилоне» «Газете.Ru» сообщили, что не нарушают действующего законодательства. «Такая реклама служит в первую очередь для удобства наших клиентов, и мы считаем, что она не угрожает безопасности дорожного движения, так как соответствует всем стандартам», — сказал пиар-менеджер компании Константин Панарин.

В «М Инвест» «Газету.Ru» уверяли, что закон о рекламе не нарушают. «Мы не размещаем рекламу, мы размещаем указатели. Это маршрутное ориентирование водителей, которое не позволяет им заблудиться», — пояснила в компании.

Справка:

Венская конвенция

Комментарий заместителя руководителя Московского УФАС России Екатерины Соловьевой. Статья 4 Венской конвенции о дорожных знаках и...

«М Инвест» размещает два типа указателей — отдельно стоящие дорожные знаки и те, которые размещены внизу официального дорожного знака. Минимальная стоимость размещения в Москве — 90 тысяч рублей, максимальная — 419 тысяч рублей, уточнили в компании.

Изготавливает указатели компания «Строй инвест проект М», «М Инвест» выступает ее дочерней структурой.

Компании, которые предлагают изготовление рекламных знаков, мимикрирующих под дорожные, ссылаются на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и многочисленные ГОСТы.

Один из них — ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Представитель одной из компаний, изготавливающих рекламу на дорожных знаках, заявил, что эти ГОСТы действуют с 1970-х годов. «Деятельность компании вполне законна, изготавливают они не дорожные знаки, а маршрутные указатели», — говорит он. Но, по мнению ведущего эксперта «Инжиниринговой компании 2К» Сергея Воскресенского, законы «О безопасности дорожного движения» и «О рекламе» не противоречат друг другу. В законе о безопасности дорожного движения действительно не прописан прямой запрет на размещение рекламы на дорожных знаках.

На дорогах Подмосковья тоже установлено немало псевдодорожных знаков, особенно их много на подъездах к торговым центрам, мегамоллам, примыкающим к МКАД.

«Безусловно, такие рекламные указатели бьют по глазам, отвлекают внимание водителей и могут привести к ДТП», — говорит руководитель пресс-службы ГУ МВД России Евгений Гильдеев.

Один из авторов закона «О рекламе» депутат Госдумы Владимир Мединский замечает, что совмещение рекламы с дорожными знаками запрещено.

«Закон действует более полугода, в некоторых регионах эти псевдодорожные знаки давно демонтировали. Я удивлен, что ФАС Москвы только сейчас вынесла предписание», — сказал Мединский.

По оценке бывшего председателя комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимира Макарова, рынок рекламы на дорожных знаках занимает не более 1% рынка наружной рекламы.

Общий объем рынка за 2010 год в Ассоциации коммуникационных агентств России оценивали в 32 млрд рублей. За первое полугодие 2011 года показатель вырос на 25%.

Макаров считает, что предписание ФАС можно оспорить в суде и обжаловать в прокуратуре. «Но стоит иметь в виду, что ФАС назначена уполномоченным государственным органом, который осуществляет контроль за надлежащим исполнением закона о рекламе, и его мнение можно считать исчерпывающим», — сказал Макаров. По его мнению, ссылки изготовителей и распространителей рекламных указателей на закон о безопасности дорожного движения вводят в заблуждение заказчиков такой рекламы.