Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Thinkstock/Fotobank.ru

Киотский клуб для богачей

Механизмы реализации Киотского протокола непрозрачны и коррупционны, пришли к выводу английские ученые

Глеб Климентьев, Ольга Алексеева

Механизмы реализации Киотского протокола непрозрачны и коррупционны, пришли к выводу английские ученые. Эти риски следует исключить из документа, который придет ему на смену в 2012 году, уверены они. Но главная проблема не в этом, скептичны эксперты: если к протоколу не присоединятся развивающиеся страны, он потеряет всякий смысл

Система компенсаций за сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, закрепленная Киотским протоколом, непрозрачна, коррупционна и напоминает «клуб для богачей». К такому выводу пришли ученые из Университета Восточной Англии и Университета Сассекса: «Недостаток прозрачности и контроля наносит вред существующим экологическим проектам, на разработку которых влияют местные власти, требующие взятки за поддержку».

Справка:

Киотский протокол

— международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении...

Несовершенство законодательства становится препятствием для выполнения странами обязательств по сокращению выбросов промышленных газов, убеждены ученые. Крупные промышленные корпорации наживаются на механизме чистого развития — Clean Development Mechanism (один из пунктов Киотского протокола). Механизм позволяет крупным компаниям и правительствам «богатых наций» разрабатывать проекты по сокращению выбросов парниковых газов для развивающихся стран, в обмен на которые они получают дополнительные квоты на торговлю выбросами. В итоге крупные промышленные корпорации наживаются на этом механизме, а заработанные за счет новых квот средства вновь вкладываются в переработку ископаемых видов топлива, делают вывод ученые.

Доклад обнародован за неделю до начала ежегодного саммита по вопросам климата, который пройдет в Южной Африке. Представители 190 государств обсудят климатическое будущее мира и механизм, который должен прийти на смену Киотскому протоколу, срок действия которого истекает в 2012 году.

Пока страны не могут прийти к единому мнению о дальнейшем развитии Киотского протокола. Очередная попытка была предпринята в конце 2009 года в Копенгагене, но саммит завершился провалом. Договорились лишь об общих целях: к 2016 году ограничить рост среднемировой температуры, к 2050-му — сократить выбросы парниковых газов на 80%. При этом в документе не описываются ни механизмы достижения этих целей, ни обязательства конкретных стран.

Российские эксперты с выводами британских ученых согласны. «Механизм обладает определенной коррупционной емкостью», — говорит директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин. Но

коррупционная составляющая находится не в механизмах Киотского протокола, а на национальном уровне,

уточняет директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин: «Каждый проект совместного осуществления проходит утверждение на национальном уровне. Если в какой-то конкретной стране имеется коррупция, то это может отразиться и на условиях заключения соглашений».

В России оператором углеродных единиц выступает Сбербанк. В госбанке «Газету.Ru» заверили, что в России подобное мошенничество невозможно, так как здесь механизм, о риске которого заявляют ученые, не применяется. «В отношении России указывается один риск неконтролируемого ввода в обращение нескольких миллиардов углеродных единиц типа «единицы сокращений выбросов», — говорят в Сбербанке. Но и этот риск надуманный, так как в стране установлен лимит операций с углеродными единицами в 300 млн, а также юридически исключен увод денег в офшоры.

Но главная проблема Киотского протокола не в возможных злоупотреблениях, которые с ним связаны.

«Самая большая проблема — отсутствие количественных ограничений на выбросы газов со стороны развивающихся стран. У Китая и ЮАР есть лишь отдельные обязательства по сокращению удельной энергоемкости ВВП с 2020 года»,

— говорит Юлкин. Не ратифицирован документ и самой крупной мировой экономикой — США.

Ежегодный оборот углеродного рынка составляет $145—150 млрд, подсчитал Юлкин, добавив, что сегодня в мире всего 2,5 тыс. проектов по сокращению вредных выбросов. В 2008 году объем рынка составлял $130 млрд, в 2009-м — $150 млрд, а в 2010-м — $142 млрд. «Снижение связано с падением цен из-за долгового кризиса в еврозоне: если до кризиса стоимость тонны CO 2 составляла 12 евро, то сегодня — 6,5—7 евро», — говорит эксперт. При этом доля России в общем обороте квот «ничтожна». За семь лет участия в Киотском протоколе страна продала квот на выброс CO 2 на 17,6 млн тонн, или 150—170 млн евро.

Сегодня в России одобрено еще 32 новых проекта, которые тянут на 58 млн тонн эквивалента CO 2 (550—580 млн евро), говорит Юлкин.