Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Россия сохранила право ввести государственную монополию на торговлю алкоголем после вступления в ВТО
Россия сохранила право ввести государственную монополию на торговлю алкоголем после вступления в ВТО
ИТАР-ТАСС

Госмонополия хранится в спирту

Россия сохранила право ввести государственную монополию на торговлю алкоголем после вступления в ВТО

Екатерина Брызгалова

Россия сохранит за собой право ввести государственную монополию на торговлю алкоголем после вступления в ВТО. Сейчас у правительства нет такой необходимости, и условия были обговорены «на всякий случай», говорят чиновники. Эксперты уверены, что в руках государства алкогольный рынок будет убыточным.

Россия оговорила право ввести госмонополию на продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции после вступления в ВТО, сообщается в итоговом перечне обязательств России по доступу на рынки услуг при вступлении в ВТО. В случае введения госмонополии она будет недискриминационной и предоставлять равные условия как для резидентов, так и для нерезидентов, сообщается в документе, имеющемся в распоряжении «Интерфакса». Оговорка на тему госмонополии была сделана «на всякий случай» еще несколько лет назад, пояснил агентству источник в одном из экономических ведомств.

Госмонополия на продажу алкоголя не противоречит конвенции ВТО, пояснил «Газете.Ru» директор агентства исследований федерального и региональных рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз. Монополия существует в ряде стран: в Финляндии и Швеции торговлю алкоголем осуществляет государство.

В России вопрос о госмонополии на алкоголь поднимается периодически. В 2009 году президент Дмитрий Медведев даже поручил правительству проработать этот вопрос с точки зрения целесообразности. Последний раз тему поднимали справедливороссы: они предложили запретить выпуск алкоголя предприятиям, где у государства нет контроля.

Все оппозиционные партии «Единой России» поддерживают идею введения гомонополии на продажу алкоголя в России, в том числе ЛДПР, коммунисты и «Справедливая Россия», напоминает Дробиз. «Если «Единая Россия» проиграет выборы, вопрос о монополизации алкоголя встанет на следующий день», — шутит эксперт.

В основном введение госмонополии на алкоголь ее сторонники аргументируют необходимостью борьбы с рынком нелегальной продукции, возможностью привлечь дополнительные средства в бюджет, борьбой с алкоголизмом и т. д.

В прошлом году в России было официально продано 1,5 млрд литров водки и ликероводочных изделий, а выпито 2,3 млрд литров, в том числе самогона, спиртосодержащих жидкостей, говорит Дробиз. «То, что треть потребляемого алкоголя в стране продается нелегально, — факт, но его будет еще больше при повышении акцизов», — добавляет он.

Но если государство выберет полную монополизацию от производства до продажи, то алкогольный рынок станет убыточным для государства, уверен Дробиз. «Подобная монополия вряд ли возможна при современном ассортименте и разнообразии напитков», — согласен генеральный директор маркетингового агентства «Точка роста» Роман Шалимов.

А вот монополия на продажу — вещь возможная. Если угроза нового экономического кризиса в мире станет реальной, вопрос госмонополии на алкоголь может стать актуальным,

считает генеральный директор центра маркетинговых исследований Quans Сергей Старков: «Алкогольный рынок, который в России никогда не сбавит темпы роста, может стать надежным источником пополнения бюджета».