Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Скандалы

Ванинский морской торговый порт
Ванинский морской торговый порт
РИА «Новости»

Ванино отбивается от Дерипаски

Работники Ванинского порта пожаловались на Soleggiato Investments Limited

Анастасия Матвеева, Ольга Болотова

Работники порта Ванино обратились к президенту и премьер-министру страны в связи с предложениями акционера компании — структуры Олега Дерипаски — поставить новое руководство и сократить рабочие места. В En+ Дерипаски уверены, что письмо инициировал менеджмент порта, который не хочет терять свои позиции.

Коллектив работников Ванинского морского торгового порта, крупнейшей в Хабаровском крае стивидорной компании, пожаловался президенту Дмитрию Медведеву и председателю правительства Владимиру Путину на акционеров порта.

«Тревогу и озабоченность вызывают действия иностранной компании Soleggiato Investments Limited (Кипр) по смене руководства порта. Являясь акционером порта и владея пакетом 21,6 % голосующих акций, офшорная компания пытается при поддержке чиновников Росимущества поставить своего директора», — говорится в открытом письме, подписанном 518 сотрудниками, которое опубликовано на сайте порта.

Эти планы содержатся в программе деятельности порта, которую кипрская компания представила в совет директоров компании. Коллектив опасается, что программа ставит целью незаконно получить контроль над портом. «Предложенный компанией кандидат на должность генерального директора порта ранее был уволен с должности руководителя другого предприятия, так как не справился с работой. Кроме того, он же является руководителем компании — участника аукциона по продаже госпакета акций порта.

Это свидетельствует о намерении компании получить контроль над портом в обход приватизационного законодательства», — отмечают работники Ванино.

Коллектив отмечает, что акционер распространяет негативную информацию о предприятии, «которая не имеет ничего общего с действительностью», чтобы максимально снизить цену пакета акций предприятия. «По всей видимости, они и сорвали аукцион по продаже порта Ванино», — говорится в письме.

Аукцион по продаже 55% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» Росимущество провело в середине мая 2011 года. За порт соревновались 14 компаний и одно физлицо, среди них была и Soleggiato Investments Limited, аффилированная с холдингом En+ Олега Дерипаски.

Но En+ Group вышла из борьбы после того, как цена достигла 5,6 млрд рублей. В итоге победителем аукциона стала компания ООО «Сэлтехстрой», подконтрольная Ивану Микояну, внуку советского наркома Анастаса Микояна: пакет порта она приобрела за 10,8 млрд рублей, что в 11,6 раза превышало начальную цену.

«Сэлтехстрой» планировал на базе Ванино и московского Северного порта, в котором также владеет 25,5% акций, создать крупный международный портовый холдинг с иностранным участием. Результаты аукциона удивили экспертов: Иван Микоян купил «Сэлтехстрой» за две недели до торгов, до этого он не занимался портовым бизнесом, а был известен как учредитель ООО «Московский театр «Балет на льду» и руководитель Ансамбля балета на льду.

В июле результаты аукционы были аннулированы: «Сэлтехстрой» должен был выплатить деньги до 30 июня, но не сделал этого. Эксперты не исключали, что «Сэлтехстрой» представляет интересы «менеджмента порта, заинтересованного в отсрочке аукциона».

В конце октября замминистра транспорта Виктор Олерский говорил, что аукцион по продаже 55% уставного капитала порта Ванино вряд ли состоится в 2011 году.

После аннулирования результатов аукциона структуры Дерипаски начали добиваться увольнения гендиректора порта Ванино Альфира Богудинова, мотивируя решение низкими финансовыми и операционными показателями порта за 2010 год. На его место акционер предлагает Дмитрия Лисина, который представляет интересы En+ в совете директоров Ванино. В конце октября En+ обратилась с соответствующим предложением в Росимущество.

En+ не скрывает своих намерений. Группа сообщает, что через компанию Soleggiato владеет 28% акций Ванинского порта с 2004 года и потому, как акционер, заинтересована в его развитии. «Однако с 2008 года из-за действий менеджмента порта объем перевалки неизменно снижается — на фоне роста объемов у соседних портов»,

— сообщили «Газете.Ru» в En+. По данным группы, объем перевалки грузов «Ванино» упал с 2008 года почти на 15% (с 6,6 млн до 5,6 млн в год), объем переваливаемого на экспорт алюминия сократился более чем в четыре раза — с 700 тыс. тонн в 2007 году до 160 тыс. тонн в 2010 году. «Ссылаясь на нехватку мощностей, порт отказывает в перевалке угля компаниям En+, проводит недружественную политику по отношению к другим грузоотправителям», — сетуют в компании Дерипаски.

Подготовленная En+ Group программа, на которую жалуется коллектив работников порта, позволит за пять лет вдвое увеличить перевалку грузов, а также избавиться «от посреднических структур, аффилированных с менеджментом», уверяют в компании.

Совет директоров Ванинского порта, в том числе представители государства, поддержал ее, отмечает акционер, но «менеджмент «Ванино», привыкший рассматривать государственный порт как свою вотчину, всячески сопротивляется попыткам Росимущества навести порядок в порту».

Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил «Газете.Ru», что обращения работников Ванино в Белом доме не получали. В Минтрансе заявили, что в ведомство письмо также не поступало, но если поступит, то будет рассмотрено в установленном порядке. В Росимуществе не смогли оперативно предоставить комментарий. В Ванинским морском торговом порту телефоны не отвечали.

Конфликтующей стороной вполне может выступать менеджмент порта, говорит аналитик «Метрополя» Андрей Рожков: «Структуры Дерипаски заинтересованы в покупке госпакета Ванино. Они участвовали в аукционе и могли бы его выиграть. Дерипаска старается усилить эффективность порта, но менеджмент заинтересован сохранить свое положение в Ванино даже в ущерб производственных показателей — не исключено, что именно он от имени коллектива работников и опубликовал письмо».

Ситуация вокруг Ванино — это типичный корпоративный конфликт, соглашается аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова: «С одной стороны, существуют структуры Дерипаски, которые хотят увеличить свою долю, в другой стороны, есть портовый менеджмент, который заинтересован в сохранении своих позиций, — говорит она. — Перенос аукциона более выгоден менеджменту порта. Дерипаска попытался улучшить ситуацию, перехватив инициативу, но, кто и что сейчас нарушает, сказать трудно».

Дерипаска тоже «известен достаточно жесткими методами», отмечает один из источников на транспортном рынке. «При приватизации и консолидации алюминиевой отрасли использовались различные методы получения контроля в ней», — напоминает он.