«Яндекс» договорился о партнерстве с крупнейшим чешским поисковиком Seznam. В рамках соглашения интернет-портал запускает видеопоиск, разработанный российской компанией.
Договор предусматривает раздел доходов между компаниями.
Новый видеопоиск videa.seznam.cz использует ту же технологию, что и «Яндекс.Видео». Пользователи Seznam могут находить видеоролики в мировом и локальном интернете, говорится в сообщении «Яндекса»: «Сервис ищет более чем по 200 чешским ресурсам и напрямую работает с 12 крупными видеохостингами, среди которых Idnes.cz, Stream.cz и Voyo».
Видеопоиск учитывает морфологию чешского языка, в ближайшее время сможет исправлять орфографические ошибки и опечатки в запросах. Над ним работают российские сотрудники «Яндекса» и новые сотрудники компании из Чехии.
«У Seznam и «Яндекса» много общего, например, мы считаем, что поисковых систем должно быть много. Поэтому мы рады, что именно эта технология победила в нашем конкурсе среди нескольких поисковых систем, — цитирует компания слова гендиректора Seznam.cz Павла Зимы. — Мы ценим наше давнее знакомство».
По словам пресс-секретаря «Яндекса» Очира Манджикова, Seznam объявил тендер на видеопоиск в начале года. В нем помимо российской компании принимали участие Bing, AOL и Picsearch. «Мы рады, что выиграли тендер», — отметил он.
Сотрудничество между Seznam и «Яндексом» подразумевает разделение доходов от поиска по видео, которые будут монетизироваться с помощью системы контекстной рекламы Seznam Sklik. В «Яндексе» не раскрывают пропорцию раздела доходов, отмечая лишь, что «процедура стандартная».
Ежедневная аудитория Seznam — около 3 млн человек. Больше 5% запросов на портале связаны с поиском видео. Seznam занимает 56% поискового рынка Чехии.
В 2008 году российские инвесторы — DST Advisors Юрия Мильнера и Алишера Усманова — рассматривали возможность покупки чешского портала, оценив его в $1 млрд. Но сделка не состоялась.
По данным comScore, в сентябре 2011 года месячная аудитория Seznam составила 14,1 млн человек. IAB Europe подсчитала, что в 2010 году объем чешского рынка онлайн-рекламы составил 186 млн евро, 86 млн евро из которых пришлось на контекстную рекламу (82 млн — не медийную, 18 млн — на рекламу в онлайн-объявлениях).
«Как разделены доходы — зависит от условий, — говорит Эльдар Муртазин из Mobile research group. — Либо чешская сторона платит за аренду в течение года поиска фиксированную сумму — это непопулярная схема, либо происходит разделение доходов 50 на 50».
«Яндекс» от сотрудничества может получить около 3 млн евро. «Но для «Яндекса» это в первую очередь возможность попробовать для себя новый рынок в другой стране», — добавляет Леонид Делицын из «Финама», не исключая углубления партнерства и в перспективе возможной покупки Seznam.
По словам Манджикова, о расширении партнерства Senzam и «Яндекса» «загадывать рано, новых проектов мы пока не обсуждаем». «Но, если от Seznam будут предложения, «Яндекс» готов их рассмотреть», — заметил он.
У российской интернет-корпорации есть деньги на инвестиционную программу. В конце мая компания провела IPO: на американской бирже Nasdaq «Яндекс» разместил 52,18 млн обыкновенных акций, из них 15,4 млн акций допэмиссии. Объем размещения составил $1,43 млрд. Из этой суммы «Яндекс» получил $399 млн, остальные деньги, за исключением комиссионных, заработали акционеры.
В день размещения основатели компании Аркадий Волож и Илья Сегалович говорили, что IPO — «только начало для «Яндекса», который планирует международную экспансию».
Во второй половине сентября «Яндекс» впервые вышел за пределы СНГ, запустив портал в Турции. На yandex.com.tr помимо поиска на турецком языке доступны, в частности, «Почта», «Новости», «Перевод».
Планы по выходу на другие рынки будут зависеть от опыта в Турции, говорили в компании: «Яндекс» стремится выходить на те рынки, где он может быть нужен, где нет альтернативы и где существует развитый интернет-рынок».
«Seznam является очень старым и известным порталом, это один из сильнейших навигационных сервисов, — говорит Делицын. — На чешском рынке для него самым опасным конкурентом является Google».
«От соглашения выигрывают все, — считает Муртазин. — На локальных рынках компании готовы работать с российскими представителями, для «Яндекса» это возможность знакомиться с новыми рынками».