Повышение пенсионного возраста смягчит угрозу финансовой стабильности в России, пишут эксперты Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в новом докладе о состоянии российской экономики.
Экономика восстанавливается после кризиса 2008–2009 годов, но не вышла на докризисные темпы роста. «Темпы роста экономики в 4% с учетом богатства полезными ископаемыми и уровня квалификации населения указывают на неполное использование этих ресурсов», — говорится в докладе.
В такой ситуации ОЭСР рекомендует придерживаться сбалансированной макроэкономической политики, бороться с коррупцией, следить за соблюдением законодательства и повышать энергоэффективность. По данным организации, в том что касается модернизации и снижения зависимости экономики от нефтяных доходов, усилия российских властей «совпадают с задачами, которые необходимо решить для вступления в ОЭСР».
Но по качеству делового климата Россия значительно отстает от всех членов организации.
«Государство активно участвует в экономике, сохраняется высокий уровень коррупции, слабость законов, условия для иностранных инвесторов и торговых отношений носят ограничительный характер. Это приводит к снижению конкуренции, объема инвестиций, низкому темпу инновационного развития и повышает зависимость от энергоресурсов», — напоминает ОЭСР.
В рамках улучшения условий для деловой активности Россия начала присоединение к антикоррупционной конвенции организации. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина подписала необходимые документы в мае текущего года. Конвенция предполагает обязательное расследование фактов взяточничества.
Зависимость от нефти – вторая проблема российской экономики, снова указывают экономисты. Энергоемкость российского ВВП одна из самых высоких в мире. Поэтому «необходимо, чтобы уровень цен на нефть отражался на величине социальных расходов», считают в ОЭСР.
В списке преимуществ России, по версии ОЭСР, отрицательный чистый долг, профицит бюджета, снижение уровня безработицы и гибкий рынок труда. Но бюджет становится более уязвимым к колебаниям цен на нефть, в связи с чем организация рекомендует вернуться к правилу определения обязательного лимита на ежегодный рост госрасходов.
По мнению ОЭСР, в долгосрочной перспективе угрозу финансовой стабильности может смягчить повышение и выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин.
По мнению генерального секретаря ОЭСР Анхеля Гурриа, сейчас ситуация выглядит парадоксально, так как средняя продолжительность жизни у женщин значительно выше, чем у мужчин, а пенсионный возраст, наоборот, ниже на 5 лет. Гурриа считает, что пенсионный возраст нужно увязать с возрастом дожития и ограничить возможность досрочного выхода на пенсию. Это поможет разгрузить бюджет Пенсионного фонда. По его словам, в большинстве стран ОЭСР пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет в среднем 65 лет.
Россия пытается вступить в ОЭСР с 1996 года: тогда была подана первая заявка на членство, которая не была принята. В 2007 году Россия и другие страны БРИК, а также Индонезия и ЮАР были приглашены к участию в переговорах о расширении ОЭСР. Всего в организации 34 страны, большинство из которых — члены ЕС.
Перспективы увеличения пенсионного возраста российские власти активно обсуждают в течение года, проекты пенсионной реформы предлагали, в частности, правительственные эксперты, работающие над «Стратегией-2020», и Российский союз промышленников и предпринимателей.
Рекомендации ОЭСР представляют собой стандартный набор, отмечают российские экономисты. «Все эти проблемы уже сейчас стоят в повестке дня», — отмечает главный экономист банка «Открытие» Владимир Тихомиров. «Коррупция носит разрушительный характер, и борьба с ней должна быть системной. Рекомендация в отношении Центробанка неплохая, но он за последние несколько лет уже очень продвинулся в этом направлении, нет оснований его критиковать», — продолжает он.
По словам экономистов, с точки зрения нагрузки на бюджет Пенсионного фонда пенсионный возраст придется повышать, иначе трудно будет справиться с дефицитом ПФР, который достигает 1 трлн рублей. «Реформа пенсионной системы может заключаться как в поэтапном повышении пенсионного возраста, так и в повышении налоговой нагрузки, в частности во введении прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц», — говорит Тихомиров.
«Альтернативы почти нет, пенсионный возраст придется повышать. Оптимальным было бы повышение на полгода в год, но не исключено, что сейчас придется действовать жестче: на последовательное повышение осталось мало времени», — считает руководитель макроэкономического направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов.