Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Госкомпании приватизируют госпакет

«Транснефть» поддержала заявку «Роснефти» на долю в НМТП

«Транснефть» поддержала заявку «Роснефти» на покупку госдоли в Новороссийском морском торговом порту. Госкомпании не исключают объединения пакетов для установления контроля над терминалом. Сейчас «Транснефть» владеет бумагами НМТП в альянсе с «Суммой» Зиявудина Магомедова, также претендующей на долю государства. Приватизация в пользу госкомпании противоречит здравому смыслу и тревожит международных инвесторов, утверждают частные акционеры порта.

«Транснефть», партнер группы «Сумма» Зиявудина Магомедова по Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), поддержала заявку «Роснефти» на покупку госпакета акций НМТП. Об этом говорится в письме главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова и президента «Транснефти» Николая Токарева, адресованном премьер-министру России Владимиру Путину (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

«НК «Роснефть» и АК «Транснефть» просят вас поддержать совместное предложение о приватизации находящихся в федеральной собственности 20% акций ОАО НМТП в пользу НК «Роснефть» по цене, определенной независимым оценщиком, а также одобрить последующую покупку ОАО «НК Роснефть» 5% акций ОАО НМТП, принадлежащих структурам РЖД, — говорится в письме. Ранее вице-премьер Игорь Сечин, курирующий ТЭК в правительстве, уже обращался за одобрением схемы передачи госпакета НМТП «Роснефти» без процедуры открытого конкурса. Нефтяная и трубопроводная госкомпании намерены установить контроль над НМТП.

«Совместное управление государственными компаниями «Роснефть» и «Транснефть» акциями порта позволит обеспечить максимальную синергию от объединения пакетов и будет способствовать полномасштабному развитию его деятельности», — пишут Худайнатов и Токарев.

«Рассмотреть и доложить предложения», — говорится в резолюции Путина от 12 апреля, адресованной главе Росимущества Глебу Никитину и министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, открыто выступающей против подобной схемы.

Доля государства в капитале НМТП (25% акций, принадлежащих Росимуществу и РЖД единым пакетом) включена в приватизационный список Минэкономразвития. Срок приватизации – до 2013 года.

Основным претендентом на пакет считалась «Сумма» в партнерстве с трубопроводной монополией «Транснефть» (50,1% акций НМТП уже принадлежат компании Novoport Holding Ltd, бенефициарами которой являются «Транснефть» и группа Магомедова).

Но в конце января Сечин предложил премьер-министру «обеспечить консолидацию пакетов акций (РЖД и Росимущества. — «Газета.Ru») и последующее приобретение консолидированного пакета национальной нефтяной компанией «Роснефть». Сечин объяснил целесообразность этого предложения стратегическим значением НМТП для государственных интересов.

В Минэкономразвития выступили против продажи акций НМТП без тендера и предложили проработать схему минимизации рисков, связанных с «монополизацией корпоративного контроля за деятельностью порта». В спор вмешался первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он «дал поручение оценить факторы, влияющие на обеспечение «равной доступности пользователей услуг порта к инфраструктуре НМТП и подготовить соответствующие предложения», сообщили в секретариате Шувалова. А президент Дмитрий Медведев на прошлой неделе заявил о необходимости «набраться мужества», чтобы реализовать приватизационную программу в полном объеме.

На фоне борьбы за порт руководство РЖД обратилось к Минэкономразвития с просьбой не продавать пакет акций РЖД в НМТП, говорит источник в отрасли.

Но в «Роснефти», заручившись поддержкой «Транснефти», настаивают, что пакет акций от государства и РЖД должен перейти к госкомпании. Приватизация «в пользу государственной компании «НК Роснефти» <…> будет гарантировать защиту стратегических интересов России, в том числе по развитию производственных комплексов порта», поясняет Худайнатов в письме премьер-министру.

Того что «Роснефть» включена в план приватизации и в ближайшей перспективе станет частной компании, ее президент не уточняет.

Поддержка заявки «Роснефти» со стороны «Транснефти» не окажет влияния на партнерство с «Суммой», рассчитывает президент инвестгруппы Александр Винокуров. «У нас давние тесные партнерские отношения с «Транснефтью» — уверен, что они такими и сохранятся», — подчеркнул он.

Противоречий с «Суммой» нет, — комментирует и представитель «Транснефти» Игорь Демин. «Однако мы исходим из того, что целесообразно было бы передать 25% НМТП «Роснефти». «Транснефть», как госкомпания, заинтересована не столько в том, чтобы получать максимальную прибыль, сколько в том, чтобы инфраструктура нормально работала. Именно «Роснефть» сможет это обеспечить, окажет в этом плане поддержку «Транснефти». Недискриминацию других нефтяных компаний в данном случае будет обеспечивать наличие других крупных акционеров НМТП – нашей компании и «Суммы», — отмечает Демин.

Глава InfraNews Алексей Безбородов скептичен: «Взаимоотношения «Роснефти» и «Транснефти» лежат вне логики бизнеса». Он заметил, что «Роснефть» не боролась за акции других портов. «Есть Архангельский порт, где у компании много интересов, есть Находка, есть Туапсе, — напоминает он. – Но ни на один из этих портов «Роснефть» не претендовала».

«Идея приватизации в пользу госкомпании противоречит не только здравому смыслу, но и всему тому, что мы слышим из Кремля и Белого дома, — говорит и Винокуров. – Не выдерживает критики рассуждение о защите государственных интересов через передачу пакета «Роснефти»: у государства есть «золотая акция», которая позволяет государству самым прямым образом влиять на любые решения».

«Роснефть» — один из крупных грузоотправителей в НМТП, и сам этот факт ставит под вопрос принцип равного доступа всех нефтедобывающих компаний к инфраструктуре порта, критикует Винокуров.

Глава «Роснефти» не отрицает, что акции НМТП необходимы компании для улучшения положения в порте. «…Мы сегодня находимся в условиях, когда у нас в портах находятся другие интересанты по извлечению прибыли по перевалке, и мы чувствуем себя несколько ущемленными, — пояснил он журналистам в начале марта. – Поэтому я считаю, что, если бы «Роснефть» вошла в состав акционеров Новороссийского порта, это было бы очень правильно и полезно для компании, акционером которой является государство».

Источник, близкий к госкомпании, в воскресенье подтвердил «Газете.Ru», что для «Роснефти» крайне важно войти в структуру управления стратегического для государства Новороссийского порта». «Через «Роснефть» государство сможет лоббировать свои интересы: сейчас управленческой воли не хватает, так как у «Транснефти» и «Суммы» паритет», — пояснил источник. Другой источник в отрасли напоминает, что в Новороссийске крупнейший нефтяной экспортный терминал, и «Роснефть» сможет находить предлоги, чтобы не пускать на причалы грузы других нефтяных компаний».

Неопределенность с приватизацией госпакета – главный фактор, негативно влияющий на стоимость акций компании, говорит президент «Суммы».

«У НМТП отличные перспективы. Стоимость акций выросла более чем на 25% только за последний месяц, прошедший после презентации нашей стратегии развития компании, — поясняет Винокуров. – Но инвесторы в Лондоне мне прямо говорят: мы готовы вкладывать серьезные средства в бумаги НМТП, только сначала скажите, что будет с госпакетом».

Аналитик «Метрополя» Андрей Рожков считает, что возможная передача госпакета акций порта «Роснефти» негативно повлияет на капитализацию НМТП».

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp