Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

Тарифы РЖД могут вырасти на 7%
Тарифы РЖД могут вырасти на 7%
ИТАР-ТАСС

«Есть реальная угроза деградации сети»

МЭР: ни в бюджете, ни на рынке денег на масштабные проекты РЖД нет

Ольга Танас (Омск - Томск)

Правительство готово поднять тарифы РЖД на 7%. Это больше, чем предлагал Минфин в проекте бюджета, но меньше, чем просит РЖД для развития железных дорог. Индексация позволит монополии лишь приостановить деградацию сетей. На масштабные проекты РЖД денег нет ни на рынке, ни в бюджете, констатируют в Минэкономразвития. Один из вариантов — задействовать средства Фонда национального благосостояния.

Тарифы на железнодорожные перевозки в 2013 году могут быть проиндексированы на 7%. Это согласованный уровень, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, обсудив в поезде во время переезда из Омска в Томск вопросы долгосрочной тарифной политики в отношении железнодорожных перевозок.

Это индексация только инфраструктурной составляющей.

Справка:

Тарифы привяжут к труду

В МЭР также предлагают увязывать индексацию тарифов не только с издержками и инфляцией, но и с изменениями производительности...

«Есть нюанс – инвестиционных аспектов это не решает, — сказал на совещании в поезде замминистра экономического развития Андрей Клепач. – Но с учетом потенциальной экономии по материальным затратам и уточнением регулирования резервов, которые создаются РЖД, это позволит избежать убытков, которые в противном случае, по нашим оценкам, составили бы 38,6 миллиарда рублей». Клепач добавил, что предложение согласовано с другими ведомствами.

Такой рост тарифов не позволяет обновлять основные фонды, признают в Минтрансе. По оценке ведомства, из 20 тыс. локомотивов 85% были куплены более 20 лет назад, износ по некоторым позициям составляет 70–80%.

«Требуется покупать 700 локомотивов всех типов в год, у нас же пока заложено порядка 400», – сказал министр транспорта Максим Соколов, добавив, что это выходит за рамки тарифных показателей.

Кроме того, необходимо восстанавливать железнодорожные пути: из 85 тыс. км 20,4 тыс. – дороги с просроченным ресурсом. «Есть реальная угроза деградации сети», – рассказал участник совещания, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ГУ-ВШЭ Михаил Блинкин. Он напомнил: некоторые сооружения железной дороги строились еще в 1895 году.

Согласно данным Минтранса, капитальный ремонт 1 км железной дороги стоит 7 млн рублей, реконструкция – около 18 млн рублей, новое строительство – от 100 млн рублей за километр.

«Индексация в 7% обеспечит недеградацию инфраструктуры», – подчеркнул президент РЖД Владимир Якунин.

По словам одного из участников заседания, РЖД предлагает министерствам увеличить тариф на 11,7%, где 4% – это инвестиционная составляющая, 0,7% – компенсация монополии за уплату налога на имущество.

Но даже с учетом индексации тарифа на 11% к 2017 году протяженность дорог с просроченным ресурсом увеличится до 23,9 тыс. км и лишь к 2020 году вернется к 20 тыс., говорится в материалах Минтранса.

«За счет инвестиционной компоненты тарифа можно в разумном цикле в 10–20 лет восстановить железнодорожную сеть. Один процент индексации тарифа дает в инвестиционный бюджет РЖД около 11 миллиардов рублей», – приводит расчеты Блинкин.

Но Минэкономразвития против резкого увеличения тарифов: в прежнем прогнозе бюджета предполагалась индексация в 2013 году на 5,5%.

Справка:

Инвестиции РЖД

До 2020 года инвестиции в российские железные дороги необходимы в объеме 5,7 трлн в прогнозных ценах на этот период, сообщил...

Для финансирования инвестиционной деятельности РЖД должны будут искать другие источники. На 2013–2015 годы инвестпрограмма монополии составляет 1,093 трлн рублей. По оценкам Минэкономразвития, для реализации 30% проектов потребуется дополнительное финансирование в виде кредитов и денег от приватизации. Пока, по словам министра транспорта Соколова, долговая нагрузка позволяет РЖД увеличивать заимствования под проекты, которые в среднесрочной перспективе окупаемы (в 2013 году РЖД планирует увеличить кредитный портфель на 73 млрд до 500 млрд рублей, к 2015 году он превысит 600 млрд рублей).

Но у большей части инвестпроектов РЖД срок окупаемости превышает 15 лет: по оценке Минэкономразвития, их доля составляет от 40 до 70% всей программы.

«У нас таких длинных кредитов никто не дает. Загнать эти средства в тариф невозможно – это по 10–15% каждый год рост стоимости, что неподъемно для экономики, для грузоотправителей. Просто взять с рынка тоже нельзя, в бюджете таких денег нет», – перечислял Клепач.

Такими инструментами могут стать не только госгарантии, но и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил использовать для долгосрочных проектов. «Это могли быть облигации РЖД в увязке с определенными проектами, которые выкупались бы ВЭБом и другими банками под определенные ресурсы», – пояснил Клепач, подчеркнув, что это не бюджетные деньги – они должны быть возвращены.

По итогам совещания Медведев поддержал предложение Якунина создать межведомственную рабочую группу по дополнительным внебюджетным источникам финансирования развития инфраструктуры и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу заняться поиском кандидатур. Глава правительства также поручил Минэкономразвития, Минпромторгу и Минтрансу проанализировать ситуацию развития железнодорожной сети на 20 лет и определиться с необходимыми суммами инвестиций.