Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рунет созрел

Объем российского интернет-рынка в 2011 году вырос на 33%, до 553,79 млрд рублей

В 2012 году рунет заработает почти 718 млрд рублей, но темпы роста индустрии снижаются, а некоторые сегменты рынка входят в стадию зрелости. Темпы роста выше 50% сохранили только видео- и контекстная реклама. Динамику коммерческих показателей интернета оценили РАЭК и Высшая школа экономики.

Объем российского интернет-рынка в 2011 году вырос на 33%, до 553,79 млрд рублей, а по итогам 2012 года может увеличиться на 30%, до 717,9 млрд рублей, говорится в исследовании «Экономика Рунета-2011—2012», подготовленном российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики при поддержке Google, Mail.ru Group, Ozon и Fast Lane Ventures.

В ходе исследования были оценены масштабы и динамика развития 11 рынков рунета, некоторые были оценены впервые.

Объем ритейла в сети в 2011 году вырос на 30%, до 309,4 млрд рублей. В РАЭК прогнозируют, что этот сегмент рынка вырастет на 27% в 2012 году. Электронные продажи могли бы расти и быстрее, но отсутствие на рынке крупных игроков сдерживает развитие, считает основатель исследовательского агентства, специализирующегося на рынке электронной коммерции, Data Insight Федор Вирин.

«Самый крупный розничный игрок составляет 2% от этого рынка, — говорит он. — В большинстве стран мира крупнейшие игроки — 2—3, иногда 4 — занимают совместно десятки процентов рынка. Это плохо, потому что крупные компании формируют рынок — создают инфраструктуру, определяют правила, насыщают рынок деньгами». В исследовании отмечается, что рынок онлайн-ритейла будет расти и в ближайшее время войдет в стадию зрелости, но пока это один из наиболее привлекательных для инвестиций сегментов.

Объемы электронный платежей выросли на 34%, до 166,7 млрд рублей, РАЭК прогнозирует рост сегмента в 2012 году на 32%. В России этот рынок уже стал зрелым, а жесткое регулирование со стороны правительства, а также низкая финансовая грамотность населения мешают увеличению количества электронных платежей, отмечается в исследовании. Несмотря на то что этот рынок в России пока растет, около 80% от общего объема приходится на трех игроков — «Яндекс.Деньги», Web Money и Qiwi.

Продажи электронного контента и игр в интернете выросли на 26%, до 8,24 млрд рублей. В России все больше людей готовы платить за легальный контент, но рынок все равно остается достаточно небольшим по сравнению с остальными сегментами интернета, говорится в исследовании. «Видео и музыка — интересные направления, но в России еще не до конца понятно, где там бизнес, потому что видео и музыка требуют серьезных инвестиций, а отдача пока не очень высокая, в том числе из-за повсеместного пиратства», — говорит руководитель цифровых продаж интернет-магазина Ozon.Ru Михаил Осин.

Рынок поисковой оптимизации вырос на 18%, до 8,56 млрд рублей, рынок маркетинга в социальный сетях вырос на 43%, до 2,98 млрд рублей, видеорекламы вырос на 53%, до 0,8 млрд рублей, медийной рекламы — на 41%, до 15,83 млрд рублей, контекстной рекламы — на 53%, до 24,24 млрд рублей.

По оценке АКАР, в первом полугодии 2012 года, рынок интернет-рекламы вырос на 45%. «Не исключено, что во втором полугодии показатели будут ниже: сейчас мы наблюдаем тенденцию к замедлению темпов роста, в основном это касается традиционных форматов онлайн-рекламы, — говорит генеральный директор Gazprom-Media Digital Наталья Дмитриева. — При этом одним из драйверов роста для сегмента медийной интернет-рекламы становится реклама, размещаемая в онлайн-видео».

Но большой конкуренции на рынке пока нет: аудитория только начинает переходить с традиционного телевидения на интернет-площадки. «На рынке пока есть место всем, не могу сказать, что есть сильная конкуренция. Проще говоря, все мы конкурируем с телевизором. Мы надеемся, что продажи рекламы по ТВ и в интернете как-то объединятся, — говорит и аккаунт-менеджер Google Николай Антонов. — Для телеканалов рано или поздно встанет вопрос: какая дистрибуция для них больше приносит прибыли — эфир или интернет. Понятно, что это не произойдет через два года и интернет никогда не перерастет тот охват, который есть у телевидения в нашей стране».

Вместе со снижением капитализации Facebook тают на глазах и перспективы монетизации интернет-площадок по стандартной рекламной модели, замечает Дмитриева.

«Нужны новые подходы и модели монетизации интернет-площадок. У интернет-сервисов ограничены возможности рекламной монетизации, а у большинства медийных интернет-площадок ограничено контентное предложение. Рекламные возможности площадок будут расширяться вместе с ростом контентного предложения в онлайне», — резюмировала она.

Рынок веб-разработки вырос на 31%, до 9,83 млрд рублей, рынок хостинга и доменов вырос на 25%, до 5,32 млрд рублей.

Российский интернет-рынок больше не отстает от общемировых тенденций и значительная часть интернет-рынков вошла в стадию зрелости, отмечается в исследовании. Но пока рынок непрозрачен, и во многих отраслях нет четко-выработанных стандартов и требований к уровню оказываемых услуг.

Также исследователи составили список рекомендаций органам власти, среди которых совершенствование законодательства о персональных данных, необходимость усилить борьбу с противоправным и вредным контентом. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что необходимо развивать почтовый сервис в России и стимулировать ее конкуренцию.

Отсутствие хорошо развитой логистики — это основной фактор, который мешает развитию рынка, так как не позволяет перейти из виртуальных услуг в реальные, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Логистика — это реальная часть любого интернет-ритейла, но, когда дело доходит до доставки, выясняется, что курьеров нет или доставка слишком дорогая. Именно из-за этого большое количество интернет-проектов находятся в слаборазвитом состоянии», — говорит он.

Рост интернет-рынка на 30% в 2012 году вполне реален, считает Муртазин.

Интернет-рынок будет формироваться еще долгое время, а пока его рост сдерживают недостаточная прозрачность самого рынка и структуры цен, считает генеральный директор группы «Алькасар» Петр Рыбак. «Рекламодатели наращивают бюджеты на размещение в интернете, но рынок интернет-рекламы все еще нельзя назвать сформировавшимся, — говорит он. — Сравните интернет и ТВ, и вы не найдете в сети селлеров, сопоставимых с «Видео Интернешнл» и «Газпром-медиа» по влиянию и по доле рынка. Культура селлерской работы не сформирована, практически любую российскую интернет-площадку можно купить в десятке разных продавцов по совершенно разным ценам».

Говорить о перетекании аудитории ТВ в онлайн-СМИ некорректно, считает Рыбак.

«Для всех участников медиарынка очевидно, что основным каналом коммуникации стал контент, который медиакомпании распространяют в разных средах, в том числе в интернете. Некоторые возрастные группы аудитории в последнее время действительно предпочитают смотреть телевизионный контент в интернете, но общее время просмотра ТВ в России, как и в ряде других развитых стран, растет». По итогам девяти месяцев 2012 года среднее время просмотра ТВ в России выросло на 11 минут — более чем на 5 процентных пунктов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, привел он данные TNS TV Index.

Дмитриева назвала мнение о перераспределении аудиторий «распространенным мифом, который себя не оправдывает».

«Противоречия между оффлайновыми и онлайновыми носителями не существует, так как единственным инструментом, который собирает аудиторию, является контент. Есть контент и есть аудитория, которая потребляет его с помощью онлайновых или оффлайновых носителей. Во всем мире потребление ТВ контента растет, в том числе благодаря Интернету. Сеть стала еще одним каналом доставки ТВ-контента, ведь сегодня выложенное в сети видео на 70% состоит из программ, произведенных для показа по телевидению», — говорит она.

Новости и материалы
Госдеп подтвердил тайные поставки Киеву ракет ATACMS
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Все новости