Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Чиновники стали более жадными»

Проверки бизнеса за последний год стали менее частыми, но более жесткими и изощренными, считают участники съезда «Опоры России»

Проверки бизнеса за последний год стали менее частыми, но более жесткими и изощренными, считают участники съезда «Опоры России». Отчаявшиеся предприниматели предлагают даже создавать отряды самообороны. Ни региональные, ни местные власти не заинтересованы в развитии малого бизнеса, а некоторые чиновники ведут себя как ханы Золотой Орды, сетуют они. Депутаты советуют бизнесменам не давать взяток и доносить на недобросовестных конкурентов.

Административное давление на малый и средний бизнес за последний год снизилось количественно, но стало сильнее – рассказали предприниматели на съезде «Опоры России». Согласно опросу, проведенному этой организацией малого бизнеса, в 2012 году 21% предпринимателей не жаловались на административные барьеры, в 2011 году таких оставалось лишь 14,5%. Но доля пострадавших от разнообразных проверок за то же время выросла с 3,5% до 5%, привел результаты исследования первый вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин.

«Чиновники стали более жадными», «проверки стали изощреннее» — выкриками комментировали его выступление из зала участники съезда. «В магазин сантехники и электрики теперь приходит фитонадзор», — поделилась наболевшим одна из делегатов.

Такая ситуация неизбежно приводит к росту коррупции, признались участники заседания. Согласно анонимному опросу подмосковного отделения «Опоры», две трети предпринимателей сообщили, что в течение года хоть раз давали взятки. «Проблема концентрируется вокруг отношений предпринимателей и муниципальных властей», — посетовал Корочкин.

Основные претензии малый бизнес предъявляет не высшим органам власти, а именно чиновникам на местах. Законы носят декларативный характер, их не выполняют. «Семь судов выиграл предприниматель, но не может строить», — привел пример региональный бизнес-омбудсмен, председатель ульяновского отделения «Опоры» Анатолий Сага.

«Сельский глава ведет себя как хан Золотой Орды», — горько пошутил он. Дело доходит до того, что предприниматели даже предлагают создавать отряды самообороны, чтобы защищать свое имущество. «По-моему, это нонсенс», — возмущается Сага.

По задумке властей, защищать права малого бизнеса на местах должны региональные омбудсмены. Соответствующее законодательство есть не везде. «Омбудсмен реально должен отстаивать права, исключать коррупционные факторы, но, как только вносишь новацию по этому вопросу, ее сразу отклоняют», — рассказал сопредседатель ярославского отделения Альфир Бакиров. «Эта структура должна быть ручной», — описал он позицию чиновников. Вопрос о зависимости бизнес-омбудсменов от губернаторов, как оказалось, волнует бизнесменов и из других регионов. Предприниматели готовы содержать этих уполномоченных на свои деньги, лишь бы их не назначали губернаторы.

Бизнес опасается, что скоро и на региональном уровне на местных чиновников управы не найдешь. Со следующего года доходы от продажи патентов для индивидуальных предпринимателей будут полностью идти в местные бюджеты. Это значит, что региональные власти их лишатся. «Им неинтересно, если налоги уходят в муниципалитеты», — сокрушался Бакиров.

С деятельностью органов власти связано более 50% нарушений антимонопольного законодательства, подтвердил начальник управления контроля органов власти ФАС Владимир Мишеловин: «Поведение ГУПов, МУПов и других госпредприятий на конкурентных рынках снижает возможности для малого и среднего бизнеса». Ведомство предлагает, чтобы ГУПы и МУПы вообще ушли с конкурентных рынков для малого бизнеса.

Проблема не только в муниципальных чиновниках, добавил глава думского комитета по экономической политике Игорь Руденский: «Удручает связка налоговая полиция—суды: они просто замучили наш малый бизнес». По словам депутата, дело доходит до того, что предприниматели отказываются подавать документы на полагающиеся им возмещения по НДС.

«Когда подают на возмещение по НДС, тут же следует проверка, — отметил он. – Оно приравнивается к мошенничеству».

Количество проверок уменьшается, но аппетиты проверяющих растут. Об этом говорят и материалы Генпрокуратуры, которую три года назад уполномочили согласовывать планы контролирующих ведомств. В 2010 году они предлагали провести более 1 млн плановых проверок, Генпрокуратура согласовала 630 тысяч. В 2011 году эти показатели составили 1,7 млн и 607 тысяч, в 2012-м – 1,1 млн и 590 тысяч соответственно. В прошлом году прокуроры отклонили 67 тысяч из 141 тысячи заявленных внеплановых проверок. Чаще всего отказывают МЧС и Роспотребнадзору – в 55% и 60% случаев соответственно, сказал представитель Генпрокуратуры Алексей Пухов.

Так, в Воронежской области Ростехнадзору отказали в проверках линий электропередачи в лесах, так как они входят в сферу ответственности Росприроднадзора.

Полиция не может проверять хозяйствующие субъекты, но некоторые полицейские делают это, в том числе под видом обысков, добавил он. Генпрокуратура предлагает проводить гласные оперативно-следственные мероприятия (обыски и ознакомление с документами) только с санкции прокурора.

Но у коррупции есть и обратная сторона, напомнили бизнесу депутаты. «Сами предприниматели бывают недобросовестные – обращаются в правоохранительные структуры для устранения конкуренции», — сказал Руденский. Предприниматели должны сами работать на искоренение коррупции, поддержала коллегу глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

По ее словам, предпринимателям нужно самим составить «черные списки» недобросовестных коллег, победивших в тендерах на государственный и муниципальный заказ. Еще одна мера – борьба с теми, кто нанимает на работу нелегальных мигрантов. В Думе подготовили поправки в законодательство, которые дают саморегулируемым организациям право лишать членства тех, кто признан судом виновным в незаконном трудоустройстве нелегалов.