Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Триллионам показали дорогу

На развитие транспорта из бюджета выделят 7 трлн рублей, средств на высокоскоростные железные дороги нет

На развитие транспортной системы до 2020 года правительство выделит из бюджета более 7 трлн рублей — около 60% общих затрат. Основной объем финансирования пойдет на автомобильные дороги. Денег на строительство высокоскоростных железных дорог в бюджете нет, но Минтранс намерен сократить «узкие места» на железных дорогах и водных путях.

В пятницу правительство рассмотрит госпрограмму «Развитие транспортной системы». Документ подготовлен Министерством транспорта по указу президента от 7 мая 2012 года о переходе на долгосрочную государственную экономическую политику. Программа охватывает период с 2013-го по 2020 год, опубликована на сайте ведомства и уже прошла необходимые согласования.

Общий объем запланированных инвестиций — 12,5 трлн рублей. Почти 60% программы — 7,3 трлн рублей — финансируется из федерального бюджета, в том числе из средств Федерального дорожного фонда — 5 трлн рублей. Остальное — внебюджетные источники.

Выделение средств увеличивается последовательно: с 661 млрд рублей в 2013 году до почти 1,4 трлн рублей в последний год реализации программы. Значительная часть программы — почти 4,7 трлн рублей — капитальные вложения; еще 1,5 трлн рублей идут на НИОКР, расходы на поддержание существующей инфраструктуры — примерно 2,6 трлн рублей. Программа учитывает проведение в 2013 году Всемирной летней универсиады в Казани и Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Но пока в документ не включены проекты, обеспечивающие транспортную доступность городов — участников чемпионата мира по футболу 2018 года; они войдут в программу после того, как будут согласованы. Не включены в документ и расходы по созданию инфраструктуры в «новой Москве». Корректировки по развитию Московского транспортного узла будут внесены позднее.

Программа охватывает основные транспортные проекты в сфере железных и автомобильных дорог, гражданской авиации, морского и речного транспорта, надзор в сфере транспорта и другие. Наибольшие инвестиции предусмотрены по дорожной тематике: финансирование подпрограммы «Дорожное хозяйство» заявлено на уровне 1,956 трлн рублей, на «Развитие скоростных автодорог на условиях государственно-частного партнерства» выделяется почти 137 млрд рублей. В итоге должны быть построены и реконструированы 7,5 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и 2,8 тыс. км автомобильных дорог регионального и муниципального значения.

На железнодорожный транспорт в следующие восемь лет государство готово выделить почти 293 млрд рублей. Это позволит ввести в строй более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, доля «узких мест», где есть ограничения пропускной способности, значительно сократится. Деньги из бюджета пойдут на компенсации компаниям потерь в доходах (из-за регулирования тарифов со стороны государства) и модернизацию инфраструктуры. Будут построены железнодорожные линии Беркакит — Томмот — Якутск, Полуночное — Обская — Салехард, Салехард — Надым, мостовые переходы через Лену под Якутском и через Обь в районе Салехарда. Программа предусматривает проектирование Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск — Белый Яр — Усть-Илимск).

Строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в планах до 2020 года нет. В частности, ВСМ Москва — Петербург останется на стадии проектирования.

Институт экономики и развития транспорта ранее подсчитал, что на реализацию масштабной сети высокоскоростного движения в России необходимо более 4,4 трлн рублей, а с учетом проектов скоростного движения — 6,3 трлн рублей до 2030 года. Программа Минтранса предполагает, что до 2020 года бюджетные деньги пойдут на подготовку к реализации концепции развития ВСМ, в том числе «в части разработки модели финансирования проектов». Строительство магистралей выходит за 2020 год, но проект стратегии «Развития транспортной системы» (опубликован на сайте Минтранса 20 ноября) предполагает, что к 2030 году в России уже будут построены более 3,5 тыс. км железнодорожных путей для высокоскоростного движения и более 9 тыс. км для скоростного движения. Сейчас «Российские железные дороги» планируют построить участок ВСМ за счет собственных средств на отрезке Крюково (Московская область) — Новая Тверь — Логовежь (Тверская область). Строительство участка протяженностью 180 км займет три года и в текущих ценах без НДС оценивается в 185,6 млрд рублей. Вся инвестпрограмма РЖД до 2020 года предусматривает инвестиции почти в 3,8 трлн рублей, напоминает программа Минтранса.

В итоге реализации транспортной программы в 2020 году среднестатистический житель России совершит по железной дороге путешествие расстоянием в 1,2 тыс. км. Этот путь на 20% длиннее, чем сейчас.

На подпрограмму «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание» выделяется почти 145 млрд рублей. Минтранс планирует развивать аэропортовую сеть: международные хабы, в том числе московский (Шереметьево, Внуково, Домодедово) и петербургский (Пулково), и аэропорты внутри России — узловые и региональные. К 2020 году будут реконструированы 96 взлетно-посадочных полос, предполагает программа Минтранса. Количество перевезенных пассажиров на региональных линиях вырастет в два раза (до 9,65 млн человек в 2020 году), а трансферных авиапассажиров с 856 тысяч в 2011 году до 3 млн человек. С помощью государственных субсидии российские авиакомпании смогут приобрести более 470 воздушных судов.

Морской и речной транспорт получит от государства поддержку в размере 134 млрд рублей. Как итог: мощность российских портов увеличится на 348,5 млн тонн, число построенных морских судов, работающих на социально значимых маршрутах, увеличится на 17 штук, а речных — на 93; «узкие места» в Единой глубоководной системе европейской части России уменьшится до 0,7 тыс. км, повысится безопасность и надежность судоходных гидротехнических сооружений.

Согласно проекту программы, опубликованному на сайте Минтранса, к 2020 году удастся решить основные задачи: в полтора раза повысить подвижность населения (на одного жителя будет приходиться более 10 тыс. км), снизить транспортные издержки в цене готовой продукции других отраслей экономики до 12—16%, увеличить экспорт транспортных услуг в два раза. Число происшествий на транспорте должно сократиться на треть от уровня 2011 года.

Новости и материалы
Машков оценил потребность в фильмах про спецоперацию на Украине
В России выросло количество осужденных за коррупцию
Россияне рассказали о планах на майские праздники
Арабские делегации покинули зал СБ ООН во время выступления постпреда Израиля
Полянский раскритиковал вето США на вступление Палестины в ООН
Премьер Украины назвал сроки поставок оружия Киеву в случае одобрения в США
Ученые раскрыли космическую тайну дюнных полей Титана
Боец ВСУ сбежал в российский плен из-за лудомании
В РФ авиабилеты в экономклассе подорожали на четверть
Россияне стали более разборчивы в выборе работодателей
У ВСУ появились БПЛА, способные долететь до Сибири
Ученые обнаружили, что канцерогены из ткани и пластика всасываются в кровь через кожу
Аббас назвал аморальным и несправедливым вето США в СБ ООН
Новую ракетную бригаду в Карелии вооружили ОТРК «Искандер-М»
Врач объяснила, почему бывает трудно набрать вес
Украинским уголовникам грозит немедленная отправка на фронт
Небензя прокомментировал вето США на предложение принять Палестину в состав ООН
Глава ЦРУ заявил, что ответственность за теракт в «Крокусе» лежит только на ИГ*
Все новости