Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Финансы

iStockPhoto

Деньги уйдут под елку

Россияне потратят на предновогодние покупки по 21 тысяче рублей

Рустем Фаляхов, Юлия Орлова, Сергей Титов

Россияне потратят в декабре на новогодние подарки по 21 тысяче рублей на человека. Это как минимум на треть больше, чем в любой другой месяц, и на 11% больше декабря прошлого года, подсчитал российский Ситибанк. Средняя стоимость новогоднего подарка по кредитной карточке составит 4,5 тыс. рублей — в пять раз больше, чем в докризисном 2007 году.

Ситибанк проанализировал предновогодние траты населения России. Базой для исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами банка с использованием пластиковых карт с января 2007 года по ноябрь 2012 года. Были проанализированы покупки 500 тысяч клиентов, отобранных случайным образом. Выборка включала мужчин и женщин в возрасте от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тысяч рублей.

Декабрь остается самым затратным месяцем в году, сообщает Ситибанк в исследовании. Средний размер расходов на человека в декабре прогнозируется на уровне 21 тысячи рублей, в то время как декабре 2011 года расходы не превышали 17 тысяч рублей, а в 2010 году – 13 тысяч рублей. Таким образом, средний уровень расходов в декабре 2012 года на 8 тысяч рублей превысит показатель двухгодичной давности.

«Мы всегда отмечали, что именно в предновогодних покупках в полной мере проявляется исключительное отношение россиян к встрече Нового года», — говорит руководитель управления кредитных карт Ситибанка Юрий Топунов.

Главным новогодним трендом становятся онлайн-покупки: их общий объем в декабре вырастет на 56% к прошлому году, а средний размер покупки составит 4,5 тыс. рублей, что в пять раз больше, чем в докризисном 2007 году, и в три раза больше, чем на дне кризиса, в 2009 году.

При этом среднемесячный уровень трат у интернет-покупателей в среднем выше, чем у людей, которые не пользуются интернетом для покупок. Например, в 2012 году (с учетом декабрьского прогноза) среднемесячный уровень трат для интернет-покупателей составит почти 25 000 рублей, что примерно на пять тысяч рублей превышает этот показатель для людей, не совершающих покупки в сети.

При этом россияне предпочитают не бегать по магазинам с кошельком, а расплачиваться по карточке. Доля снятия под Новый год наличных с карточек снизится до рекордных значений за последние пять лет — более чем в 2,5 раза.

Предновогодние расходы женщин вырастут на 17% к прошлому году и составят 15 000 рублей, мужчины увеличат уровень трат только на 7%, но декабрьский размер расходов прогнозируется на уровне 27 000 рублей.

Декабрьские траты семейных людей почти на четыре тысячи рублей превысят уровень расходов граждан без семьи, отмечает Ситибанк. По уровню расходов в течение года и под Новый год, как всегда, впереди всех москвичи. Петербуржцы в этом году вышли на уровень трат москвичей прошлого года. Жители других городов-миллионников в 2012 году превысили номинальный уровень декабрьских расходов москвичей 2010 года.

В структуре расходов 11% занимают покупки в магазинах одежды, 9% — в супермаркетах и продуктовых магазинах, 6% — оплата авиабилетов и 5% — бронирование гостиниц.

Сезонный рост трат в категории «бытовая техника» составит 66%, «супермаркеты и продуктовые магазины» – 42%, «универмаги» — 30%, «все для дома» — 17% и «магазины одежды» — 11%. При этом увеличение объема трат в категории «авиабилеты» в декабре составит 14%. То есть свои путешествия россияне стали планировать преимущественно заранее и стараются приобретать билеты в октябре и ноябре. Новогодние привычки россиян изменяются медленно. Самые популярные категории в предыдущие годы – «алкогольные напитки» и «детские игрушки» — по-прежнему будут лидировать и в этом году, с прогнозируемым сезонным приростом в 159% и 108% соответственно.

Из новых трендов стоит выделить то, что владельцы карт станут больше тратить на программное обеспечение:

с восьмого места в 2011 году эта категория поднялась на четвертое место в 2012 году, с прогнозируемым приростом в 75%. Этот тренд еще укрепится с появлением российской версии iTunes. Также наблюдается рост трат в категории «музыкальные магазины»: с восемнадцатого места эта категория обещает подняться до восьмого, с приростом в декабре на 62%.

«Уровень потребления в этом декабре, вероятнее всего, достигнет докризисных показателей», — согласен Александр Дорофеев, руководитель отдела бизнес-оценки «Финэкспертиза». Самые прижимистые регионы в отношении предновогодних расходов — Тверская область, Мордовия, Хакасия, Алтай и Карачаево-Черкесия. Там предновогодний рост продаж составляет всего 15–17%, что в два раза ниже среднероссийских значений.

«В декабре 2011 года в ритейле (торговых точках) по картам Сбербанка было на 60% больше трат, чем в среднем по году. В текущем году мы превысим этот показатель», — прогнозируют в Сбербанке.

«Значительный рост объема покупок по картам наблюдается уже с ноября, – комментирует директор департамента стратегии и развития продуктов «ДжиИ Мани Банка» Джейсон Кинг. – Так, в прошлом году прирост составил более 30%. Примечательно, что при этом более чем на 10% увеличилась и средняя сумма одной покупки».

«Новогодние траты максимально возрастают в последнюю декаду декабря», — подтверждает Евгений Давыдович, заместитель председателя правления банка «Связной». «Население стало больше тратить, и это видно по возросшему количеству карточных транзакций. Покупательский бум уже начался», — резюмирует начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин, объясняя рост трат увеличением доходов населения.

По данным Росстата, средняя зарплата россиян в первом полугодии 2012 года выросла на 15,6%, до 28 232 рублей.