Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Медведев выложит «дорожную карту»

Форум в Давосе станет самым масштабным для России, Дмитрий Медведев нацелен на привлечение инвестиций в инфраструктуру

Дмитрий Медведев в Давосе предложит иностранным инвесторам вкладывать деньги в Кавказ, Дальний Восток, чемпионат мира по футболу, Московский транспортный узел и электроэнергетику. Презентация пройдет на фоне доклада экспертов о негативных сценариях развития страны.

Российское участие в Давосском форуме будет самым масштабным: премьер-министр Дмитрий Медведев обозначит ключевые приоритеты правительства и предложит иностранным инвесторам инфраструктурные проекты. В свою очередь, эксперты Всемирного экономического форума подготовили сценарии развития России, и все негативные, рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович. Медведев обозначит свое видение этих сценариев.

Среди приоритетов для привлечения иностранных инвестиций в докладе Медведева обозначены Московский транспортный узел, курорты Северного Кавказа, развитие Дальнего Востока и городов-участников чемпионата мира по футболу 2018 года, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. В частности, инвесторам будут презентованы «Российские сети», создаваемые на базе «Холдинга МРСК».

Большие планы у правительства в области авто-, авиа-, машино- и судостроения, сельского хозяйства, лесной промышленности, перечислял Дворкович.

Потребности элекроэнергетики в инвестициях — миллиарды рублей. «И без иностранных инвесторов здесь не обойтись», — подчеркнул вице-премьер. В частности, в городах, которые примут чемпионат мира по футболу, необходимо строительство генерирующих объектов и сетевых объектов. Стадионы для иностранных инвесторов — не первоочередная задача.

В секретариате первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова Дворковича поддерживают. Города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу, могут привлечь инвестиции и в энергетику, и в строительство дорог, стадионов, гостиниц, фан-зон и другой инфраструктуры, сказали «Газете.Ru» в секретариате первого вице-премьера.

«Значительную часть в подготовке чемпионата играют регионы, особенно с точки зрения привлечения инвестиций в инфраструктуру. Чемпионат служит базой для рывка не только в развитии субъектов, которые принимают матчи, но и тех, где будут находиться подготовительные базы», — сказал представитель первого вице-премьера.

«Игорь Шувалов всегда отмечал: инвестиции — это не только капитал, но и современные технологии, более совершенные формы управления и новое качество жизни. Поэтому мы поддержим любую инвестиционную активность в регионах», — сказал он.

К апрелю Минэнерго должно полностью разработать стратегию развития российского сетевого комплекса. Российские магистральные (ФСК) и распределительные (МРСК) сети будут объединены на базе «Холдинга МРСК». Ранее и Дворкович, и глава Минэнерго Александр Новак не исключали приватизации одной или двух региональных МРСК, входящих в холдинг, уже в этом году.

Но иностранные инвесторы — итальянская Enel, немецкая Eon и финская Fortum, купившие российские генерирующие активы в ходе реформы энергетики, — ранее не раз высказывали свое разочарование слишком большой «зарегулированностью» отрасли, стремлением государства в предвыборный период сдержать тарифы и неважным функционированием механизма ДПМ (договор предоставления мощности). Компании даже направляли два года назад соответствующее письмо Владимиру Путину.

Крупнейший проект с наибольшими затратами, по словам Дворковича, — Московский транспортный узел. «И транспортная система Московского региона — для всех это понятный и очень привлекательный инвестиционный проект», — считает чиновник. В частности, в планах властей создание компании, консолидирующей государственные активы в Московском авиаузле. В ее капитал могут войти иностранные инвесторы, такая возможность, в частности, обсуждалась с фондом Macquarie.

«Курорты Северного Кавказа» проведут презентацию собственного проекта, уточнили «Газете.Ru» в компании. Впервые туркластер был представлен в Давосе Медведевым в 2011 году. «С тех пор инвестиционная емкость выросла с 450 млрд рублей до 1 трлн рублей», — сказали в КСК. «Консультации с потенциальными инвесторами идут постоянно», — отметил представитель компании. Помимо инвестиций в отели КСК готова предложить иностранным инвесторам вложения в развлекательную инфраструктуру, магазины, рестораны, оздоровительные комплексы, гольф-поля. В электроэнергетику туристического кластера иностранные инвесторы уже пришли, напомнили в КСК. В частности, КСК, Korea Western Power и CHT Korea создали совместное предприятие Eurasia Energy Holdings. В его задачу входит строительство комплекса малых электростанций. Инвестиции корейской компании оцениваются в $1 млрд. Кроме того, проект создания туристического кластера предусматривает реконструкцию шести аэропортов и строительство четырех новых аэродромов. Также рассматривается вопрос о реализации проекта скоростного железнодорожного сообщения, сообщили в КСК.

Представление инфраструктурных проектов — лишь малая часть задачи привлечения инвестиций, говорит член экспертного совета ВЭФ по России, управляющий партнер First Nation Societe Bancaire Ян Яновский. «Важна форма продукта. Инфраструктурные облигации с государственными гарантиями были бы очень востребованы», — считает эксперт. «Сегодня мы вели обсуждение с Клаусом Швабом (президент Всемирного экономического форума. — «Газета.Ru») и сошлись во мнении, что сейчас нет такого глобального кризиса, который мог бы помешать инвесторам. Есть деньги, и есть желание», — отметил он. По словам Яновского,

вложения в российские инфраструктурные проекты могли бы делать как российские пенсионные фонды (государственный и негосударственные), так и зарубежные: «Они ищут тихие гавани, то есть возможность стабильного вложения с низкой доходностью и низкими рисками».

Для того чтобы иностранные инвесторы пошли в российскую энергетику, тем более в контролируемый государством сетевой комплекс, властям необходимо предоставить четкие гарантии возврата инвестиций, отмечают эксперты. «Для долгосрочных инвестиций инвесторам необходима определенность и последовательность в правилах регулирования отрасли», — говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Но за последние годы правила игры в энергетике многократно менялись. Была пересмотрена структура сетевой отрасли. В таком случае инвесторы заходят получить дополнительную премию за риски, что удорожит стоимость строительства объектов, отмечает он.

Также в прошлом году в энергетике развернулось противостояние между Дворковичем и главой «Роснефти» Игорем Сечиным, предлагавшим консолидировать большую часть государственных активов в области электроэнергетики на базе акционера «Роснефти» — «Роснефтегаза».

«Несмотря на появление в ноябре прошлого года определенности с RAB-тарифом, обеспечивающим возврат вложенных средств, вопросы и по формированию тарифа в рамках «Российских сетей», и по операционной эффективности остаются. Потенциальную продажу затрудняет и общий спад на рынках: зачастую не удается продать и более привлекательные активы», — говорит Дмитрий Котляров из Газпромбанка. Кроме того, по его мнению, спортивные объекты для чемпионата мира по футболу, который будет проходить в основном в крупных городах России, не потребуют строительства значительного числа новых генерирующих и сетевых объектов и, соответственно, привлечения инвесторов.

По мнению Пикина, иностранным инвесторам будет интересно не строительство энергобъектов под спортивные мероприятия, окупаемость которых после проведения соревнований будет под вопросом, а проекты, связанные с реконструкцией, перевооружением и модернизацией, которые меньше зависят от регуляторных воздействий, чем новое строительство.

Российская электроэнергетика в текущем виде иностранных инвесторов вряд ли заинтересует, согласен заместитель руководителя департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. «Пока реальность такова, что сети — это главная нагрузка для всей экономики в части роста стоимости электроэнергии, именно поэтому существует price cap (предельный уровень цены. — «Газета.Ru») на RAB-тарифы», — говорит эксперт. По его мнению, иностранных инвесторов может заинтересовать только строительство генерации по договорам о предоставлении мощности. Но условия заключения таких договоров пока неизвестны, напоминает Рудаков. По его мнению, в перспективе иностранных инвесторов можно привлечь к строительству автодорог. «Главное препятствие — устаревшие нормативы и ГОСТы на методы строительства и применяемые материалы, из-за чего по-настоящему современные дороги в России оказываются вне закона», — заключил Рудаков.

Картина дня