Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Закон смешали с табаком

Принятый Госдумой во втором чтении антитабачный законопроект смягчен в интересах табачной индустрии

Принятый Госдумой во втором чтении антитабачный законопроект смягчен в интересах табачной индустрии. Запретив продажу сигарет в киосках, депутаты разрешили их продажу в нестационарных павильонах и в магазинах duty free. А минимальную цену на пачки будут определять табачные корпорации, а не государство. В продаже останутся и некурительные табачные смеси.

В пятницу Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Документ был подготовлен Минздравом, внесен правительством в Госдуму в октябре и принят в первом чтении в декабре прошлого года.

Законопроект, принятый с подачи Минздрава в первом чтении, предусматривает полный запрет курения в барах и ресторанах, в других общественных местах, на работе и на всех видах транспорта. Продажа сигарет разрешается только в стационарных магазинах, выкладка сигарет на прилавки запрещается, а на сигаретных пачках предлагается наносить устрашающие картинки, информирующие о последствиях курения для здоровья.

Но во втором чтении ряд положений закона были смягчены. Например, претерпела изменения статья 13, предусматривающая ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия. В первоначальном варианте предлагалось указывать минимальную цену на пачку сигарет. Это право предлагалось закрепить за государством, аналогичным способом регулирующим минимальную цену на водку.

Но на втором чтении прошла поправка, устанавливающая минимальную цену на сигареты «на уровне 75% от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

А в Налогом кодексе сказано, что максимальную цену на товары и услуги устанавливает производитель, поясняет суть поправки эксперт Российской антитабачной коалиции Виктор Зыков. «Это означает, что именно табачные компании, а не государство фактически будут устанавливать цену на сигареты», — говорит Зыков.

Вторая поправка — разрешение продажи табака в магазинах duty free. «Такой способ продвижения табачных изделий важен для табачных компаний с точки зрения престижа», — говорит член Общественной палаты Дарья Халтурина.

Кроме того, duty free — это удобный канал для контрабандной торговли сигарет. «Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что магазины беспошлинной торговли часто используются для нелегального сбыта табачной продукции», — говорит Халтурина.

Важная для табачной отрасли поправка, принятая во втором чтении, касается правил розничной торговли. В прежнем варианте законопроекта содержался запрет на продажу сигарет в ларьках, разрешалось продавать их только в магазинах площадью не менее 50 кв. метров, если речь идет о городе, и 25 кв. метров в сельской местности.

Запрет на продажу в киосках депутаты оставили, но указание метража исчезло из текста законопроекта. А появилось разрешение на продажу в торговых павильонах. Отличие павильона от ларька только в том, что павильон имеет торговый зал.

А в случае отсутствия в населенном пункте и магазинов, и павильонов «допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах либо развозная торговля табачной продукцией».

Переделать киоск в павильон не составит большого труда, и в итоге доступность сигарет для населения не снизится, считает Халтурина.

Но если бы не эта поправка, то 170 тыс. ларьков по всей стране закроются, а их сотрудники (на один торговый объект приходится как минимум два продавца и владелец) и подрядчики окажутся безработными, возражает координатор «Коалиции киоскеров» Владлен Максимов.

Кроме того, ограничение продаж табака в киосках будет способствовать оттоку потребителей в крупную розницу, добавляет он. По данным агентства INFOLine, в первые два года действия запрета на продажу пива и табака в точках продаж до 50 кв. метров крупная розница получит дополнительно 2,8 трлн руб. доходов. «Это нарушает представления о честной конкуренции и просто уничтожит малый бизнес в стране», — считает Максимов.

Минздраву не удалось отстоять полный контроль за объемами производства табака. Ведомство предлагало отслеживать производство табачных изделий через систему, аналогичную той, что применяется в алкогольной отрасли. Это предложение осталось и во втором чтении, но с оговоркой: данные в «табачную ЕГАИС» (единую государственную автоматизированную информационную систему) будут вводиться на основе отчетов табачных компаний.

«Табачная ЕГАИС» могла бы сделать прозрачными объемы производства и продаж сигарет в России, значительная часть из которых нелегально реализуется в Европе», — говорит глава Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его данным, в странах ЕС продается нелегально не менее 15% российских сигарет.

Наконец, депутаты запретили продажу насвая, но разрешили употреблять другие табачные смеси. Например, снюс (смесь табака, воды, соли и вкусовых добавок). «Пролоббировать разрешение на продажу насвая было некому, он изготавливается кустарно, а тот же снюс поставляется в Россию двумя известными табачными компаниями — Philip Morris (бренд Snus by Parliament) и Swedish Match», — говорит Халтурина. В большинстве стран ЕС, кроме Швеции, снюс запрещен с 1992 года.