Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Потребительское общество «Ивановых»

Экономисты Sberbank CIB расчитали индекс потребительских ожиданий для России: средний класс — это портрет стандартного «Иванова»

Экономисты Sberbank CIB описали стандартного «Иванова» — средний класс российского общества. Это уверенный в себе потребитель с квартирой и, как правило, с машиной, но не желающий детей и оставаться в России. Их доходы снижаются или как минимум не растут, но «Ивановы» верят в лучшее: экономят на продуктах и покупают новые машины. С таким средним классом акции компаний потребительского сектора будут приоритетом инвесторов.

Российские потребители — оптимисты в отношении личного благосостояния, несмотря на неопределенность с доходами в посткризисный период, хотя в 2013 году крупные покупки люди предпочитают откладывать. Но перспективы страны они оценивают менее позитивно.

Об этом свидетельствует рассчитанный Сбербанк-CIB «Индекс Иванова», названный по самой распространенной в стране фамилии. «Иванов» символизирует средний класс, пишут авторы исследования — коллектив аналитиков под руководством Энди Смита.

Опрос проводился в январе 2013 года, в нем приняли участие 2300 респондентов 18—65 лет из 164 городов с населением более 100 тыс. жителей. Они отвечали на 2 основных вопроса — ухудшились или улучшились экономические условия лично для них и как это влияет на ваше потребление товаров и услуг. Доход чуть более 30% респондентов – 10-15 тыс. рублей в месяц, 21% получают 20-25 тыс. рублей, а 22% — более 25 тыс. рублей. Доходы остальных – менее 10 тыс. рублей, свидетельствует исследование. Такая выборка расходится с данными Росстата: там людей с доходом выше 10-15 тыс. рублей всего 20%, а получающих более 15 тыс. рублей – в целом больше.

Январское базовое значение индекса потребительских ожиданий — минус 4%. Результаты исследования Сбербанк-CIB и Росстата относительно потребительских ожиданий расходятся. Общий индекс на январь 2013 года у Росстата — минус 8%. По параметру ожиданий от российской экономики это –16% (Сбербанк) и –7% (Росстата) соответственно, по доходам на текущий год — +27% и –3%, а по большим покупкам — –28% и –19%.

По данным Сбербанка, в 2012 году у 32% опрошенных доходы снизились, а у 25% — повысились. У остальных ничего не изменилось.

Тем не менее 44% респондентов ожидают улучшения ситуации в собственных финансах, 16% — ухудшения, остальные — без изменений. У 26% опрошенных вообще нет сбережений.

Больше всего российских потребителей беспокоит инфляция (69%) и угроза безработицы (47%).

Люди стали больше обращать внимание на цены: они стали ключевым фактором при выборе магазина и самой покупки для 37% граждан.

В гипермаркетах и крупных супермаркетах покупки делают 36% российских потребителей, а в Москве этот показатель — 38%. Причем покупатели меньше обращают внимание на интерьер супермаркетов и качество услуг — лишь бы продукты были дешевле и качественнее. Соотношение «цена — качества» важно для 74% потребителей вне зависимости от достатка. По меньшей мере 40% «Ивановых» хотя бы раз в месяц делают покупки онлайн (в Москве и Петербурге — 50—60%), а 26% дела с интернет-торговлей никогда не имели, говорится в исследовании.

Автомобиль остается предметом демонстрации достатка. Несмотря на то что большинство опрошенных (41%) говорят о необходимости отложить крупные покупки до достижения страной лучших темпов роста, 42% автовладельцев в ближайшие два года планируют сменить машину.

Парадокс, констатируют экономисты Сбербанка.

У большинства «Ивановых» есть жилье, только 11% его арендуют, свидетельствует опрос. Новый дом или квартиру хотели бы купить почти половина респондентов. Самые слабые надежды на это у владельцев малогабаритных квартир. В то же время ипотека остается недоступной: ее для покупки жилья планируют взять всего 37% опрошенных.

Большинство — 92% — считают, что коррупция негативно сказывается на экономике. 71% опрошенных полагают, что экономика нестабильна или опасно нестабильна, 24% думают иначе.

Чрезвычайно высоким — 38% — остается число тех, кто готов эмигрировать за границу, если там экономические и социальные условия для них будут лучше. И только 23% готовы переехать в другой российский город.

У трети «Ивановых» нет детей, а 10% не хотят их вовсе. Причем, рожать больше склонны либо бедные, либо богатые. Средний класс предпочитает иметь только одного ребенка, свидетельствует опрос.

Российская экономика продолжает оставаться ориентированной на сырьевые отрасли: две трети фондового рынка занимают нефтяные, газовые, металлургические, горнодобывающие и машиностроительные компании. «Российские добывающие отрасли остаются крайне важными в свете обеспечения двух третей экспорта и почти половины национальных доходов, но на самом деле они мало внесли (если вообще внесли) в экономический рост за последние пять лет», — подчеркивается в исследовании.

Тогда как с 2004 года более 80% ежегодного прироста ВВП давал потребительский сектор. Он находится в аномально депрессивном состоянии из-за рискованного «нефтяного» имиджа России, говорится в исследовании.

По сравнению с развитыми экономиками российский потребрынок самый быстрорастущий. Он уже занимает пятое место в мире и второе в Европе (после Германии). В европейские лидеры Россия, по прогнозам аналитиков Сбербанк-CIB, выйдет в 2020 году. Если в 2000 году оборот российского потребрынка оценивался в $60 млрд, то в 2013 году уже в $660 млрд. За это время средняя зарплата выросла с $50 до $850. Реальные располагаемые доходы почти сравнялись с европейскими. Но в России меньше налог на доходы физических лиц (13% и вряд ли повысится в ближайшие годы) и значительно ниже уровень долговой нагрузки на домохозяйства.

Потенциал роста оборота российского потребительского сектора к 2025 году, по подсчетам McKinsey, — $3 трлн ежегодно.

Отрасли, ориентированные непосредственно на внутренний спрос, выступят главными бенефициарами продолжающегося структурного роста, считают в Сбербанк-CIB. Компании, работающие в этих отраслях, оцениваются с существенным дисконтам к аналогам на других развивающихся рынках — от 25% до 50% по коэффициенту P/E (стоимость бизнеса к выручке) и EV/EBITDA (стоимость к доналоговой прибыли), хотя стоимость бизнеса растет быстрее (среднегодовой прогнозный темп прироста доходности акций в 2012—2015 годах превышает 20%). «Мы уверены, что масштабы дисконта по отношению к аналогам из других развивающихся стран в течение нескольких лет сократятся до 1015%», — говорится в исследовании. Причинами, по их расчетам, станут темпы роста доходов, превышающие темпы роста рынка, увеличение денежного потока и возврата на инвестиции, улучшение корпоративного управления, реформы финансового сектора и антикоррупционная кампания властей.