Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сверхамбиции «Газпрома»

«Газпром» рассказал акционерам о своих планах, которые эксперты называют сверхамбициозными

«Газпром» представил своим акционерам результаты деятельности за прошлый год и поделился планами на будущее. Некоторые из них эксперты называют сверхамбициозными. Кроме того, оценки запасов газа у «Газпрома» и зарубежных специалистов значительно расходятся. Это возмутило главу монополии Алексея Миллера. Он не назвал компанию, которая дала заниженную, по его мнению, оценку, но, судя по всему, речь идет о британской ВР.

В ходе годового собрания акционеров «Газпрома», которое состоялось в пятницу, глава компании Алексей Миллер рассказал акционерам о результатах прошлого года и о планах на ближайшее будущее. Особое внимание Миллер уделил запасам. В частности, председатель правления монополии сообщил, что некая всемирно известная нефтегазовая компания занижает объемы российских запасов газа, но называть ее не стал.

«В своем отчете уважаемая компания понижает нам уровень наших с вами запасов в 2012 году по отношению к 2011 году на 10%, — сообщил Миллер. — Что это вообще такое? И вообще, что они себе позволяют?!»

Миллер отметил, что по запасам газа промышленных категорий «Газпром» является безоговорочным лидером среди мировых нефтегазовых компаний — монополия владеет 72% российских газовых запасов и 18% мировых (35,1 трлн кубометров по российской классификации АВС1, данные с сайта «Газпрома»). Их текущая приведенная стоимость составляет $280 млрд.

При этом есть еще перспективные запасы Восточной Сибири и Дальнего Востока. По оценкам «Газпрома», континентальные ресурсы превышают 50 трлн кубометров, еще свыше 14 трлн кубов залегает на шельфе. Миллер особо отметил, что эти регионы остаются малоразведными — геологическая изученность составляет лишь 7% для суши и 6% для шельфа.

Две недели назад свой ежегодный «Статистический обзор мировой энергетики» опубликовала британская ВР. В нем, в частности, говорилось, что доказанные запасы газа в России по итогам 2012 года составили 32,9 трлн кубометров, тогда как годом ранее — 44,6 трлн кубов. Из-за этого на первое место по запасам вышел ранее занимавший вторую позицию Иран с 33,6 трлн кубометров газа.

Причем ВР позднее разъясняла, что речь не идет о фактическом сокращении запасов. Компания просто изменила методологию оценки. Если ранее российские ресурсы оценивались по российской же системе АВС1 (разведанные запасы), которая основывается на данных еще времен Советского Союза, то теперь ВР перешла на международную систему Р1, так как она удобнее для сравнения запасов разных стран. В этой системе учитывается экономическая эффективность разработки запасов (чего нет в АВС1), в связи с чем часть ресурсов не попала в категории доказанных и извлекаемых.

По данным ВР, снижение запасов России составило не 10%, как заявил Миллер, а 26,4%.

«Тем не менее возмущение Миллера, скорее всего, вызвала именно ВР, — полагает начальник аналитического отдела ГК «Альпари» Александр Разуваев. — А разница в процентах может объясняться как раз использованием различных методик оценки запасов».

Разуваев отметил, что из-за запасов «Газпрому» беспокоиться не стоит — они в любом случае остаются крупнейшими среди мировых компаний. По словам эксперта, рынок даже не верит в то, что «Газпром» сможет монетизировать все свои запасы.

В продолжение темы, выступая на годовом собрании, Миллер заявил, что ресурс углеводородов, пригодных для традиционной добычи, в России достаточен для развития производства «Газпрома» и поэтому

развитие добычи газа из сланца для монополии экономически бессмысленно.

Зато, по словам председателя правления, практический интерес представляет добыча газа из угля. В частности, речь идет об угольных месторождениях Кузбасса, где у «Газпрома» уже есть проект, в котором используются собственные технологии компании.

По поводу монетизации запасов «Газпром» пока явно не волнуется. Так, Миллер заявил, что основным рынком для компании по-прежнему остается Европа и в текущем году «Газпром» намерен нарастить поставки в страны ЕС и Турцию. Суммарно они должны составить 160 млрд кубометров, хотя раньше сообщалось о том, что объемы должны остаться на уровне прошлого года — 151 млрд кубов. За первое полугодие поставки «Газпрома» в Европу уже выросли на 10%.

А к 2030 году «Газпром» рассчитывает занять 33% европейского рынка (по итогам прошлого года — 26%).

Однако, по данным той же ВР, в прошлом году Россия уступила по объему европейских поставок Норвегии. Об этом говорил вице-президент британской компании Кристофер Руль. По его словам, из-за того, что Норвегия отказалась от привязки газовых цен к нефтяным (а именно такова схема ценообразования по российским долгосрочным контрактам), ее газ оказался дешевле, и норвежцам удалось нарастить импорт газа на 12%, в то время как импорт «Газпрома» снизился на 10%.

«Увеличить долю на европейских рынках вполне реально, для этого достаточно снизить цены, как это сделала Норвегия, — указывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Однако тут важно определиться, что является критерием эффективности компании — доля рынка или размер выручки».

Впрочем, по словам Симонова, «Газпрому» в любом случае придется идти на ценовые уступки, так как на российскую компанию оказывают давление и конкуренты, и потребители.
В своей речи на годовом собрании Миллер порадовал акционеров перспективами в секторе производства и реализации сжиженного природного газа (СПГ). Глава «Газпрома» напомнил, что уже принято инвестрешение о строительстве завода по производству СПГ в районе Владивостока, первая линия которого должна быть запущена в 2018 году. Общая мощность завода составит 10 млн тонн СПГ с возможностью увеличения до 15 млн тонн.

Кроме того, «в активную фазу» вошла работа по проекту Балтийского завода СПГ в Ленинградской области (мощность — 5 млн тонн). Кроме того, у «Газпрома» есть уже действующий завод СПГ на Сахалине (мощность — 10 млн тонн). По словам Миллера, компания в отчетном году укрепила договорную базу по контрактам СПГ, заключив соглашения с Индией и Республикой Корея. В частности, индийцы законтрактовали 2,5 млн тонн СПГ в год на протяжении 20 лет.

Глава монополиста сообщил, что «Газпром» уже занимает 5% мирового рынка СПГ, но цель компании — 15% на глобальном рынке этого топлива.

По оценке завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Агибалова, доля «Газпрома» на рынке сжиженного газа составляет не 5%, а 4,5%. «На сегодняшний день мировой рынок СПГ — это около 243 млн тонн, — рассказывает эксперт. — Планы «Газпрома» сверхамбициозны, учитывая, что ему придется столкнуться с сильной конкуренцией». Агибалов напомнил, что на мировой рынок со своим сжиженным газом планируют в ближайшие годы выйти «Роснефть» и «Новатэк». Кроме того, ожидается появление нового крупного игрока — Соединенных Штатов, которые за счет наращивания добычи сланцевого газа смогли полностью покрыть собственные потребности и теперь планируют экспортировать его в сжиженном виде. Также рынок ждет роста поставок из стран Африки.

«Важно, с каким предложением выходит игрок, — подчеркивает эксперт. — А на примере Украины мы видим, что «Газпром» в очень малой степени учитывает интересы партнера». Даже европейские компании, которым «Газпром» за последние два года снизил цены, по словам Агибалова, добились этого с большим трудом.
«Если российская монополия не изменит подход, ей будет очень сложно реализовать свои планы по СПГ», — считает экономист.